Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет
7 ноября 2017

Инженерные секреты рубиновых звезд Кремля

К двадцатилетию Октябрьской революции 7 ноября 1937 был сдан и запущен в эксплуатацию проект рубиновых звезд.  Что позволило конструкции, разработанной в кратчайшие сроки, без существенных изменений прослужить целых 80 лет? Какие инновационные материалы и технологические решения были применены? О том, как создавался один из шедевров советской инженерной мысли, рассказал историограф МИХМ-МГУИЭ, профессор Московского Политеха Валерий Любартович.


 «Я принадлежу к воспитанникам Московского института химического машиностроения (МИХМ), – рассказывает профессор. – Этот вуз был создан в 30-е годы, в то время к преподаванию привлекали выдающихся конструкторов, инженеров и ученых, чтобы передавать свой научный и производственный опыт новому поколению советских инженеров.  И мы, студенты, знали, что среди профессуры университета были люди, имеющие отношение к созданию конструкции Кремлевских звезд, и гордились ими. Кафедру металловедения возглавлял профессор Александр Ланда, на кафедре «Детали машин» преподавал доцент Гдалий Мазур, а на кафедре «Машины и аппараты силикатных производств» читал лекции профессор Алексей Соколов».


В разработке и установке рубиновых звезд было задействовано 20 производственных и научных предприятий. На технический проект и все работы у ученых и инженеров было всего полгода. Такой короткий срок объясняется тем, что башни Кремля в то время уже украшали другие звезды – самоцветные, которые требовалось заменить. Первые кремлевские звезды авторства инженеров Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) были установлены в октябре 1935 года, но продержались недолго. Тысячи драгоценных камней, которыми были инкрустированы серп и молот, в лучах прожекторов смотрелись очень эффектно. Но уральские самоцветы быстро потемнели от агрессивного воздействия окружающей среды.


Таким образом, произведения ювелирного искусства было решено как можно скорее заменить более практичной, но не менее внушительной конструкцией. Перед инженерами стояло несколько задач: разработка рецептуры светящегося стекла рубиного цвета, а также проектирование прочного ветроупорного каркаса, системы освещения, обслуживающих механизмов. Так как каждая звезда из пяти весила около тонны, потребовалось также укрепить каркас башен. Руководить проектом был поставлен специалист ЦНИИТМАШ Александр Ланда, главным конструктором назначен Гдалий Мазур, первое стекло варил на заводе «Красный Май» Алексей Соколов.

Стекло, окрашенное селеном, приобретает насыщенный красный оттенок – отсюда название «рубиновое». Цвет зависит от концентрации коллоидных красителей, состава стекла, размеров взвешенных частиц и температурного режима. Но несколько слоев глубокого красного цвета при солнечном освещении дают черный оттенок. Поэтому в монолитном стекле рубиновых звезд используется несколько слоев толщиной 4-6 мм. Хрустальное прозрачное дает хорошее преломление света, рубиновое – рассеивает свечение ламп, а молочно-белое оттеняет красный цвет. Таким образом, всего одна лампочка, установленная в центре конструкции, обеспечивает равномерное распределение цвета по всей поверхности звезды.


Уже раскатанные стекла кроили по размеру лучей и фиксировали механическими креплениями, затем герметизировали специальной замазкой, чтобы в мокрую погоду не произошло замыкание. Эту замазку, а также сварную конструкцию каркаса придумал главный инженер проекта Александр Ланда. Каркас из нержавеющей стали серебрили, затем электролитическим методом покрывали слоем гальванического золота в 50 микрон. Толщина была выбрана не случайно – более тонкое покрытие могли испортить вороны, неоднократно покушавшиеся на золотые кремлевские купола.

Пятиконечная конструкция из сведенных к центру конусов, установленная на 70-метровой высоте, подвержена ветровому воздействию. Чтобы звезда не упала от порывов ветра, был разработан специальный механизм подшипников и осей. Благодаря этому, конструкция легко поворачивается, как флюгер, а при сильном ветре звезда всегда становится боком на 15 градусов, минимизируя нагрузку. Надо отметить, что в то время не было вычислительной техники, чтобы выполнить необходимые расчеты. Провести испытания – например, продуть модель в аэротрубе, как это делают с самолетами, не было времени. Поэтому оригинальные технические решения главного инженера проекта Гдалия Мазура были во многом основаны на инженерной интуиции. Также ему принадлежит идея замены ламп при помощи специальной подъемной штанги с захватом. Лампы работают без отдыха, наиболее мощный свет давая днем. А для того, чтобы стекло не трескалось от нагревания, внутри звезд работает система вентиляции.


За всю историю звезды гасли лишь дважды. Во время войны их выключали и накрывали брезентовыми мешками в целях маскировки. Во второй раз звезды отключили во время съемок эпизода «Сибирского цирюльника» по просьбе режиссера Никиты Михалкова. Состояние конструкции патрулируется ежедневно на глаз, раз в пять лет проводится мелкий ремонт.

Ссылка
Вернуться к списку
Яндекс.Метрика