Университет | Образование | Наука | Внеучебная жизнь |
Новости
События |
Студенты и сотрудники Московского Политеха приняли участие в форуме «Открытые инновации», который прошел 16-18 октября в технопарке «Сколково». На стенде Министерства образования и науки РФ были представлены инновационные проекты нашего вуза из сферы автомобильного дизайна, информационной безопасности, транспортных систем. А во время деловой программы преподаватели университета рассказали о передовых образовательных практиках Московского Политеха.
Больше всего внимания гостей и участников выставки привлекли прототипы LADA 2030 и LADA 2050, разработанные студентами при участии сотрудников «АвтоВАЗа» в рамках проектной деятельности. В транспортном дизайне распространена практика, когда крупные бренды обращаются к студентам за свежими идеями, не чужд этой тенденции и главный российский автомобильный бренд. LADA 2030 – дипломный проект-фантазия на тему того, как в будущем будет выглядеть модель кроссовера от LADA. Прототип представляет дизайн городского внедорожника на электротяге с регулируемой прозрачностью стекла. Полет фантазии дизайнера был ограничен четкими производственными требованиями «АвтоВАЗа». В частности, модель автомобиля должна соответствовать определенным техническим характеристикам, которые будет диктовать только еще разрабатываемый законопроект, лимитирующий размер проезжающих в центр Москвы автомобилей.
LADA 2050 – концепт двухместного автономного транспорта для перевозки пассажиров между городами на основе каршеринга, представленный на выставке при помощи очков виртуальной реальности. Студенты разработали экстерьер, интерьер и концепцию парковки. При разработке проекта дизайнеры учитывали основные тренды: идея коммуникации транспорта с участниками движения была реализована за счет проекционных экранов, световых дорожек и других интерактивных элементов. По задумке, в ближайшее время технологии разовьются настолько, что магнитную левитацию можно будет использовать в разработке транспорта, поэтому концепт LADA 2050 – летающий беспилотник. В международном студенческом проекте «Lada 2050 – Vision of Future Mobility» под руководством шеф-дизайнера LADA Рафаэля Линари приняли участие три дизайнерских школы: Московского Политеха, Академии Штиглица (СПбГХПА им. А.Л.Штиглица) и Университета прикладных наук Лахти (Финляндия).
Магистры образовательной программы IT-факультета Московского Политеха Web&Cloud Security представили на «Открытых инновациях» облачный сервис, который поможет учреждениям выполнить требования 152-го федерального закона «О персональных данных». Программа позволяет любой школе, колледжу или другой небольшой организации в считанные минуты привести свой веб-сайт в соответствие с законодательством при помощи математической модели. Проект разработан магистрами совместно с компаниями Б-152 и SiteSecure. Разработка была поддержана Фондом содействия инновациям и в будущем может быть коммерциализирована.
Также в выставке приняли участие проекты талантливых школьников-участников Олимпиады Национальной технологической инициативы (НТИ) и летней образовательной программы «Большие вызовы», соорганизатором которых является Московский Политех. На стенде любой желающий мог увидеть прототипы устройств, сделанных ребятами. Машина и корабль участвовали в финальной задаче трека «Автономные транспортные системы» Олимпиады НТИ, которая заключалась в настройке автономного управления наземным, водным и воздушным транспортом и их координации при помощи спутника. А проект «Агроботикс», выполенный ребятами во время проектной смены «Большие вызовы», представляет собой компактный беспилотник, призванный решать проблемы сельского хозяйства и развивать точечное земледелие. Работая над прототипом, школьники столкнулись с реальными производственными задачами и прошли все циклы проекта от исследования до проектирования и пайки. Финальная конструкция легла в основу функционального прототипа, который был представлен на форуме.
О том, зачем нужны инженерные соревнования, рассказала заместитель ответственного секретаря Олимпиады НТИ по PR, руководитель FabLab Московского Политеха Ольга Прудковская на мастер-классе «Технологии изменения человека и технологическое образование». «Если нынешний первокурсник-инженер умеет работать руками – это заслуга папы или дедушки, – считает Ольга Прудковская. – Сейчас открываются образовательные центры и технопарки, которые берут на себя эту роль, но их подопечные еще учатся в школе, до вуза пока не доросли. Так что инженерные турниры – это наш способ показать школьникам и студентам, что лобзик не страшный. Точнее, страшный, – но его можно укротить. А соревновательность позволяет проиллюстрировать вариативность решения любой задачи и объективно оценить результат». По ее мнению, состязательные форматы обучения эффективно дополняют базовые. Рассчитывая, к примеру, траекторию спутника для тестового задания олимпиады, ребенок понимает, как именно знания по математике пригодятся ему в будущем. При этом, в случае неудачи школьник вспоминает, что эту тему он проходил на уроке и мог бы показать лучший результат – это мотивирует его к учебе. Участвовать в отборочном этапе Олимпиады НТИ может участвовать каждый, независимо от территориальных ограничений, что облегчает вход в инженерную деятельность школьникам со всей страны. Кроме того, призеры получают льготы при поступлении в вузы, так как соревнование входит в список РСОШ как олимпиада третьего уровня.
Кроме того, в рамках форума прошел круглый «Современные методы развития кадрового потенциала столицы». Участие в обсуждении приняли представители «Лаборатории Касперского», Альфа-банка, кадрового холдинга «Анкор», Сколковского института науки и технологий «Сколтех» и ГК «Геоскан». Опытом Московского Политеха поделился декан IT-факультета Андрей Филиппович. «Московский Политех идет в ногу со временем, постоянно усиливая образовательные программы, модели и технологии обучения, – говорит Андрей Филиппович. – Уже четвертый год мы делаем упор на прикладную подготовку студентов с привлечением специалистов из индустрии и обязательную реализацию инженерных проектов с первого семестра. Мы массово заменяем лекции на лабораторные и проектную работу, формируем и тренируем сильные студенческие команды, помогая им перерасти в стартапы. А также активно развиваем SoftSkills и проводим полнодневные демонстрационные экзамены в формате WorldSkills. Все это позволяет нашим студентам уверенно чувствовать себя и на работе, и на международных конкурсах, создавать перспективные технологии и реализовывать свои возможности на полную катушку».
Подготовке специалистов для индустрий завтрашнего дня было посвящено выступление директора центра проектной деятельности Московского Политеха Ильи Лепешкина. Как строить образовательный процесс, чтобы полученные знания и навыки были актуальны, а выпускнику при трудоустройстве не советовали забыть все, чему его учили в университете? Образование в эпоху интернет-технологий переживает непростые времена. Зачем студенту приходить на пары, если он может прослушать краткий курс на онлайн-платформе дистанционного обучения или скачать программу, которая одной кнопкой решает задачу по теоретической механике? В таких условиях возможность выполнить проект от идеи до ее материального воплощения мотивирует студента к обучению в вузе. Реальный кейс компании-партнера вместо повторяющихся из года в год курсовых помогает даже первокурснику получать актуальные навыки и формировать портфолио, еще учась в университете. При этом преподавателю не нужно доказывать, зачем студенту нужна физика или математика: эти знания необходимы ему для реализации проекта. Таким образом, проектная деятельность работает сразу на две составляющие: образовательный результат и продуктовый результат. А привлекая к обучению студентов представителей компаний, можно сократить разрыв между образованием и индустрией.
![]() |