Университет | Образование | Наука | Внеучебная жизнь |
Новости
События |
В минувшие выходные Гиперкуб Сколково принял в свои грани более 140 участников II Школы наставников. Разработчиками её программы и модераторами стали специалисты Центра проектной деятельности Московского Политеха при участии Института опережающих исследований имени Е.Л. Шифферса и компании «Проектные сервисы». Организаторами события также стали Открытый университет Сколково, фонд «Сколково» и рабочая группа НТИ «Кружковое движение».
Вторая школа, в отличие от первой, рассматривавшей вопрос детско-взрослых проектов в целом, была направлена на компетенции, необходимые для развития проектной деятельности в высших учебных заведениях. «Вуз является сложной официальной организацией, где проектная деятельность имеет определенную специфику в области формирование компетенций у студентов», – отмечает один из авторов программы, сотрудник Центра проектной деятельности Людмила Виткевич. – «Сейчас существует острая потребность в формировании культуры проектной деятельности и круга людей, действующих в рамках этой культуры, – наставников».
Несмотря на некоторую архаичность термина, наставник – одна из ключевых фигур в образовании XXI века, новая специальность, область действия которой лежит далеко за пределами педагогики. Наставник – это сверхчеловек с уникальным набором компетенций, который, с одной стороны, обладает конкретными предметными знаниями, а с другой – должен понимать, как делать продукт, и являться носителем серьезного управленческого опыта. Он должен разбираться в том, как формируется образовательный результат, владеть навыками тьютора и модератора, заниматься командообразованием. И наконец, быть сведущим в бизнесе, понимать законы рынка, постоянно находиться в фокусе событий той отрасли, в которой придется существовать продукту. Объединить все это и помогает владение методологией проектной деятельности, которую три дня изучали представители вузов, университетских бизнес-инкубаторов и колледжей со всей страны. По словам авторов, удалось добиться самого главного – показать принципы, которые должны использоваться при подготовке студенческого проекта.
Участникам, разбившимся на 12 групп, было предложено самостоятельно пройти каждый из тактов предпроектной разработки: определение темы и постановку проблемы проекта, формирование образовательного результата, управление проектом и взаимодействие проекта с внешней средой. Работу групп предваряли тематические лекции и презентации от представителей партнерских вузов. И, поэтапно отработав пройденный материал, на выходе каждый коллектив получил собственный полноценный проект.
«Студенческий проект – это совершенно особенный тип проекта, в котором в равной степени важно учитывать формирование двух типов результатов: создание реального продукта и получение участниками новых знаний и навыков. Подсветить эти подходы и научить их грамотно сочетать – одна из главных целей прошедшей Школы наставников проектного обучения», – подчеркивает второй автор программы из Московского Политеха Александр Чикуров.
Еще одна важная цель Школы наставников – формирование сетевого всероссийского сообщества наставников проектной деятельности. Первая и вторая школы наставников стали универсальными площадками обмена опытом для представителей вузов, кружков, школ и колледжей из разных регионов, причем как тех, кто уже занимается проектной деятельностью, так и тех, кто только планирует её начать.
Выступая на сцене Гиперкуба, программный директор мероприятия, руководитель центра проектной деятельности Московского Политеха Илья Лепешкин сказал, что проект – это инструмент изменения реальности. И сейчас можно с уверенностью сказать: изменения начались.
![]() |