Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет
30 марта 2017

Завершилась Всероссийская инженерная олимпиада НТИ

29 марта завершилась Всероссийская инженерная олимпиада НТИ, одним из организаторов которой является Московский Политех. До последнего момента команды школьников со всей страны паяли, программировали и делали пробы, зарабатывая баллы. Посмотреть, как будущие лидеры технологического развития испытывают свои инженерные устройства, и поздравить победителей в технопарк «Сириус» приехал заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев, руководитель направления АСИ «Молодые профессионалы» Дмитрий Песков и ректор Московского Политеха Андрей Николаенко.


В течение четырёх дней команды финалистов отборочных этапов писали программы по анализу больших данных, генерировали пленку с нанопокрытием, конструировали спутник, решая задания 12 профилей Олимпиады. Эти профили соответствуют приоритетным направлениям технологического развития России до 2035 года, описанным в Национальной технологической инициативе (НТИ). Чтобы пройти командный этап Олимпиады, нужно было сконструировать  работающее устройство. Параллельно каждый из участников решал задачи по физике, математике и информатике, набирая дополнительные баллы за теоретическую часть.

Отдельное время старшеклассники посвятили общению с успешными предпринимателями, которые рассказали финалистам о новейших технологиях в инновационной среде. Но даже при такой насыщенной программе дети успевали мечтать: школьники приняли участие в флешмобе «Я 2035». В коротких видео под тегом #я2035 участники передали привет себе в будущем и рассказали, какими видят себя в 2035 году. Ребята мечтают решить экологические проблемы, баллотироваться в президенты, сделать научное открытие и просто быть счастливыми.

А организаторы рассказали, кем могут стать сегодняшние школьники и какие условия для этого необходимо создать. «Участники олимпиады НТИ особенные. Олимпиада дает возможность поработать в команде, получить навыки  проектной работы и определиться с выбором профессии. В 2035 году они станут лидерами в своих направлениях, будут создавать новые объекты и новые отрасли, – считает ректор Московского Политеха Андрей Николаенко. – Мы должны подготовить условия, чтобы каждый ребенок мог реализовать свое творчество. Сделать все, чтобы такие возможности были у всех российских детей».

Московский Политех в этом году курировал пять профилей олимпиады: «Автономные транспортные системы», «Инженерные биологические системы» и «Современные структуры и материалы», «Технологии беспроводной связи» и «Системы связи и дистанционного зондирования Земли (космические системы)». Преподаватели университета разрабатывали задания, направляли участников и оценивали результат работы.

По словам Ольги Шабалиной, координатора профиля  «Автономные транспортные системы», с финальной задачей  - настройкой автономного управления машиной, кораблем и коптером и их координацией при помощи спутника - справились далеко не все команды. На взгляд координатора, командам не хватало умения рационально использовать время и лидера, который бы контролировал распределение ролей. К тому же из-за ограниченности ресурсов у участников была всего одна попытка: если команды допускали ошибку и сжигали плату на запуске, они теряли шанс выполнить задание на этом транспортном средстве. Но есть и позитивные моменты. «Школьники способны перестраивать стратегию в случае неудач – считает руководитель профиля, заведующая FabLab Московского Политеха Ольга Прудковская. – Когда у одной из команд сгорел спутник, ребята посовещались и выбрали новую стратегию».

В профиле «Современные структуры и материалы» шесть команд выращивали частицы оксида кремния-4 и гинерировали из них фотонно-кристаллические пленки. Больше баллов получили команды, у которых частицы, образующие пленку, вышли наиболее однородными. «Для детей самой сложной оказалась обработка результатов анализа и их осмысление. На следующие годы мы хотим в ходе подготовки сделать особый упор на учебные материалы, позволяющие развить соответствующие компетенции», – рассказал Виктор Демин, координатор профиля, преподаватель химии на факультете химической технологии и биотехнологии Московского Политеха.

Девятиклассники из профиля «Инженерные биологические системы» спасали форель в самодельной аквапонной системе из трех сообщающихся аквариумов (с рыбами, высшими растениями и почвой), отслеживая показатели датчиков и меняя концентрацию реагентов. Три команды под руководством наставников проводили необходимые тесты, получая баллы за полезные рекомендации по сбалансированию искусственной экосистемы. «Изменения живой системы почти невозможно спрогнозировать. Когда появлялась экстренная ситуация, мы  добавляли задания по ее решению. Детям очень нравится живость заданий и то, что к ним прислушиваются» – рассказал Петр Десятов, координатор направления.

Тем временем в соседнем помещении ученики одиннадцатых классов в рамках того же профиля конструировали рекомбинатные белки.  Руководитель профиля, декан факультета химической технологии и биотехнологии Наталья Пулькова высоко оценила работу участников: «Ребята чётко рассчитывают концентрации плазмид, выбирают процент агарозного геля, собирают форезную камеру, приготавливают растворы, стерильно работают под ламинарном с трансформированными клетками, распределяя их по поверхности агара в чашках Петри. Единственное, им конечно, не хватает понимания того, где можно и нужно допускать приближения, но это приходит лишь с опытом».

Участникам профиля «Технологии беспроводной связи» нужно было отсканировать шестеренки и передать их модели по беспроводной связи на печать, минимизировав искусственные зашумления и помехи. «Задание было таким, что мало решить заданную задачку, нужно было правильно спланировать время, чтобы получить результат, – говорит Ксения Гнитько, координатор профиля. – Так, все три команды справились с передачей данных, но работающие механизмы с 3D-печатными деталями получили только две. Победила команда, которая приступила к 3D печати на несколько часов раньше конкурентов».

«Результатом работы в направлении «Системы связи и ДЗЗ» стало создание микроспутника связи, который принимал данные с Земли и передавал их по инфракрасному каналу,  – рассказывает Алексей Федосеев, руководитель профиля, директор Центра интерактивных образовательных технологий Московского Политеха. – Для этого участникам в командах пришлось разработать полезную нагрузку, интегрировать ее в бортовую систему аппарата, протестировать и довести до стабильной работы свое решение». При этом школьники моделировали невесомость, подвешивая макет спутника на тросе,  а Солнце имитировал мощный луч прожектора. Раскаченный спутник должен был вовремя остановиться и попасть лазером в специальную мишень, исходя из показателей датчиков. Основная сложность была в том, чтобы избежать неточности в показаниях устройств.

В 2017 году Олимпиада НТИ проводится второй год подряд как проект Агентства стратегических инициатив при поддержке РВК совместно с Московским политехническим университетом, Национальным исследовательским Томским политехническим университетом, Санкт-Петербургским политехническим университетом имени Петра Великого и другими вузами. За два года в олимпиаде приняло участие 12 тысяч школьников со всей России, число профилей с четырёх в 2016 году выросло до двенадцати в 2017 году. Победители олимпиады получат 100 баллов по соответствующим предметам ЕГЭ или до десяти дополнительных баллов при поступлении в ведущие вузы страны. 

Ссылка
Вернуться к списку
Яндекс.Метрика