Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет
18 апреля 2018

О транспорте будущего, аргентинском танго и звуковой графике рассказали на выставке «ДИЗАЙН NEXT»

С 10 по 22 апреля в Центральном доме художника проходит выставка «ДИЗАЙН NEXT. Дизайн от идей до прототипов». О том, каким будет транспорт будущего, что общего у аргентинского танго и верстки книги, и как сопоставить музыку с графическими линиями рассказали в рамках деловой программы преподаватели Московского Политеха.  

Выставка «ДИЗАЙН NEXT» – продолжение Первой Московской биеннале дизайна, где впервые была представлена LADA 2050 – совместный проект трех дизайнерских школ: Московского Политеха, Академии Штиглица (СПбГХПА им. А.Л.Штиглица) и Университета прикладных наук Лахти (Финляндия). О фантазиях на тему того, как может выглядеть транспорт будущего и планета Земля в 4020 году рассказали старший преподаватель кафедры «Художественно-техническое оформление печатной продукции» Института графики и искусства книги имени В.А. Фаворского Анна Кравченко и начальник Центра проектной деятельности Московского Политеха Илья Лепешкин. Проектная деятельность в Московском Политехе объединяет студентов разных направлений подготовки. К примеру, для разработки Lada 2050 собрались графики, художники, транспортные и промышленные дизайнеры. «Мы собрали по 12 студентов из трех дизайнерских школ и дали им задание – разработать проект, отвечающий трем основным тезисам: «будущее-мобильность-человек», – рассказывает Илья Лепешкин. –  И студенты начали креативить. Например, появилась идея автомобиля, состоящего из наночастиц, которые высыпаются из ящика и формируют машину любой формы, по желанию владельца».

Из 36 проектов был выбран только один – отвечающий всем запросам заказчика. Дальше ребята начали разрабатывать эскизы, интерьер, инфраструктуру, сделали 3D-модель, а затем и макет транспортного средства. Готовый, но еще недостаточно визуализированный проект, студенты-транспортники передают графикам. «После того, как студенты-транспортники нарисовали макет Лады, графикам нужно было придумать, как его презентовать. Задача для студентов стояла такая – не должно было быть никакой своей стилистической окраски. Мы должны были вложиться точно в техническое задание компании «Lada», – рассказывает Анна Кравченко. – Первая задача – разработать брендбук. Вторая – рассказать об автомобиле визуально, то есть, с помощью видеоролика».  Эти задачи решали совместно три кафедры: графики, транспортного и графического дизайна. Студенты разработали инфографику, основой для ее дизайна стал ромб, фигура, которая перекликается со значком Лады Х. «Раз это мир будущего, мы должны были использовать различные эффекты в дизайне. Самый яркий пример такого использования – механизм открывания дверей авто – мы сделали его похожим на раскрытие бутона орхидеи. Также мы придумали, как будет выглядеть салон транспортного средства. Например, владелец сможет менять цвет отделки по своему желанию, даже во время поездки – ведь машины будущего управляются автоматически, и можно отвлекаться сколько угодно», – отмечает Анна.

В этом учебном году студенты решили заглянуть в еще более отдаленное будущее – в 4020 год.  «Земля 4020» – это некоммерческий стартап творческого объединения молодых кинематографистов, художников и дизайнеров, запущенный для создания художественного кино. Проект создан по мотивам романа советского писателя-фантаста Ивана Ефремова «Час быка». Студенты разрабатывают виртуальный мир 4020 года: рисуют концепт-арты, разрабатывают инфраструктуру города, создают 3D-модели, а студенты направления «Реклама и связи с общественностью» занимаются продвижением проекта в интернете.  «Сначала у всех студентов, конечно, были стандартные решения, которые они могли почерпнуть из фантастических фильмов или игр, – рассказывает Илья Лепешкин. – А потом они начали задавать себе вопросы. Например, почему я нарисовал это так, а не по-другому? Ведь, что сложного в космопорте – сотни и сотни фильмов и сериалов показали нам, как оно может быть. Но как это будет именно в нашей вселенной? Именно в 4020 году? И вот аэропорт из горизонтального превращается в вертикальный – ведь горизонтальный он сейчас потому, что самолетам для взлета нужно разгоняться по горизонтальной прямой. Но ведь в будущем нам уже не нужно будет этого делать. Самолеты будут летать прямо в космос».

По словам Анны Кравченко, смысл межкафедральной проектной деятельности в том, чтобы объединить все лучшие стороны направлений обучения. «Мы попросили художников подумать, какой в принципе может быть окружающая среда 4020 года. Может, мы будем передавать информацию по воде, а дышать не воздухом, а другой смесью. У студентов есть целый мир, который они должны обогатить языком, цветовой палитрой, техническими решениями. Стоит только дать волю воображению, мы не задаем им никаких рамок». Уже в конце мая можно будет увидеть отдельные локации и кадры: здания, где люди в 4020 году живут и работают, транспорт, курсирующий по улицам фантастических городов, и космопорт, из которого стартуют межпланетные корабли.

Доцент кафедры «Художественно-техническое оформление печатной продукции» Института графики и искусства книги им. В.А. Фаворского Московского Политеха Петр Бем рассказал, как с помощью танца донести до студентов знания о дизайне книги. «Четыре месяца назад у меня в жизни произошло уникальное событие – я попал на занятие аргентинским танго. И тут же оказался на той позиции, на который оказывались студенты, впервые переступившие порог моего кабинета, – рассказывает Петр Бем. –  Я понятия не имел, что делать. Студенты изучают у меня книжный дизайн и искусство книги. Я объясняю им вещи, которые касаются устройства книги: ее моделирования или композиционного проектирования. В наше время эта дисциплина и это умение дает им возможность понять себя как реального профессионала».

На своих лекциях Петр Бем объясняет своим студентам сложные термины с помощью аналогии.  «Когда я занялся танцами, то внезапно понял, насколько просто сравнить книгу с танго, и насколько легко можно объяснить книжные сложности с помощью сложностей танцевальных». Например, когда мы говорим про танец, мы подразумеваем определённый набор телодвижений – шаг, поворот, движения рук. Также и с книгой – ее определяют титул, колонтитул, заголовок, подзаголовок, полоса набора, и конечно же, украшения в виде сносок, цитат, версток – разных элементов книжного макета. «Дизайн в наше время становится унификацией всего творчества. А танец – это творчество, – продолжает Петр Бем. – Студент должен понимать, каким образом будет этот танец построен, какой у него будет книжный макет, какой у него будет ритм, мелодия. В цифровую эпоху книга становится продуктом искусства, переставая быть продуктом прямого чтения. И теперь очень важно помнить, что ее не только трогают и ставят на полку, но еще и читают. Когда человек это понимает, книга получается хорошей».

Профессор кафедры «Художественно-техническое оформление печатной продукции» Института графики и искусства книги имени В.А. Фаворского Иннокентий Келейников рассказал о традициях дизайна. По его мнению, современные дизайнеры не имеют права «застревать» в прошлом или поддаваться массовым тенденциям. «Одни технологии уходят в прошлое, другие – остаются, ну а третьи превращаются в закон», – отмечает профессор. Законы, как ограничители свободы, могут вводить даже самого талантливого специалиста в творческий кризис. Но это не значит, что они не нужны. Например, поля на страницах книг имеют не только эстетическое значение. Они не дают тексту пострадать. Даже если листы состарятся или надорвутся, то содержание сохранится.

Доцент кафедры «Художественно-техническое оформление печатной продукции» Института графики и искусства книги имени В.А. Фаворского Сергей Емельяненко рассказал о звуковой графике и программах синтезирования звука. По словам Сергея, звуковая графика ещё молода, но она активно развивается и используется всё больше. Наиболее известным фотоэлектронным синтезатором является АНС (в честь композитора Александра Николаевича Скрябина). Услышать звуки АНС можно в фильмах Андрея Тарковского «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», или в сцене ночного кошмара из комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука».

Профессор кафедры «Художественно-техническое оформление печатной продукции» Александр Тарбеев провел мастер-класс по дизайну шрифтов. Участникам раздали листы бумаги, тушь, кола-пен, наконечник которой сделан из стенок банки колы, и калам – тростниковое перо. Вместе с профессором Московского Политеха гости отрабатывали приемы передачи образа и ритма слова – когда простое понятие нужно написать так, чтобы передать его характер и динамику. Кроме того, участникам представили творческие проекты выпускников Института графики и искусства книги имени В.А. Фаворского. Подробнее можно прочитать по ссылке.

Ссылка
Вернуться к списку
Яндекс.Метрика