Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет
12 апреля 2018

В Московском Политехе оживили черновики Александра Сергеевича Пушкина

10 апреля в Санкт-Петербургском институте культуры аспирантка Высшей школы печати и медиаиндустрии (ВШПиМ) Московского Политеха Екатерина Хомякова защитила кандидатскую диссертацию «Технология мультимедийного представления творческой истории текста в электронном издании (проект "Видеотекст")». Разработка, выполненная под руководством профессора Георгия Векшина на кафедре «Издательского дела и книговедения», позволяет «оживить» черновики при помощи современных цифровых технологий.

Наследие писателей-классиков – не только опубликованные произведения, но и огромные объемы их черновиков, ранних редакций и вариантов. Они заботливо сохранены потомками, но совершенно незнакомы читателю. Намертво привязанные к страницам собраний сочинений, они выглядят как разрозненные кусочки непонятной мозаики, соединить которые под силу лишь текстологам, филологам или литературоведам. Но если бы текст мог прийти в движение на своей странице, показывая развитие авторской мысли, проблема была бы решена. Почему же этого нельзя сделать, используя современные цифровые технологии? Оказалось, что можно. Проект «Видеотекст» позволяет отследить изменения текста на всех стадиях его создания – с помощью компьютерной анимации.

Программа визуализирует переход от замысла текста к окончательной редакции в процессе непрерывного чтения. Читатель может наблюдать и осмысливать текст не как застывший результат или готовое произведение, а как живой организм, как будто он работает над текстом вместе с автором. При этом динамическая форма представления текста адаптирована к особенностям читательского восприятия. Этапы правки текста представляют собой дискретные текстовые слои, которые запускаются по команде пользователя. Читатель получает возможность сконцентрировать внимание на любых заменах и правках на каждой ступени создания текста, следить за динамикой мыслительного процесса. В текст вводится новое измерение, позволяющее читать не только «вперёд», но и «вглубь».

«Проект “Видеотекст” особенно актуален на волне всеобщего интереса к механизмам человеческого мышления, достаточно вспомнить хотя бы популярность сериалов  “Обмани меня” и ”Шерлок”, – говорит аспирантка ВШПиМ Екатерина Хомякова. – Культура практически всегда требует от автора готового продукта, законченного высказывания, оставляя в тени всю предшествующую работу – которая играет ничуть не менее, а порой и более важную роль в понимании. При этом многие писатели относятся к тексту как к живому, развивающемуся организму, а не как к застывшему раз и навсегда артефакту. Среди них – и Хлебников, и Ремизов, и другие, не говоря уже о современных авторах эпохи постмодернизма».

Идея проекта посетила профессора кафедры «Русского языка и истории литературы» Высшей школы печати и медиаиндустрии Георгия Векшина еще в 2011 году. Первая рабочая группа, в основном состоявшая из студентов ВШПиМ, испробовала для моделирования ряд различных форматов – от GIF до PowerPoint – и пришла к выводу, что лучше придумать новую программу, нацеленную только на анимацию текстовых символов, максимально простую в использовании, без лишних функций. В 2013 году проект получил грант РГНФ, и в команде появились профессиональные программисты. За три года была подготовлена программа Videotext 2.1 (программист М.Н. Герцев), доступная в интернете по адресу videotekst.ru, и экспериментальное электронное издание на ее основе – сборник лирики А.С. Пушкина 1829 г. «Арзрумская тетрадь».

В «Арзрумской тетради» – 10 стихотворений со всеми доступными материалами к ним: снимками рукописей и их транскрипциями, прижизненными изданиями и видеотекстами. При помощи транскрипций любой читатель может самостоятельно прочитать и расшифровать рукописи и посмотреть видеотексты, чтобы наглядно представить процесс создания каждого стихотворения. Рукописи взяты из факсимильного издания А.С. Пушкина «Рабочие тетради». Транскрипции к ним составил Н.В. Перцов, руководитель Центра текстологии и стиховедения ИРЯ РАН. С опорой на «Большое академическое собрание сочинений Пушкина» Н.В. Перцов и Е.В. Хомякова составили текстологические сценарии – на уровне гипотезы определили последовательность работы поэта над каждым произведением. Затем сценарии были аккуратно прописаны вручную в программе Videotext – от первой черновой рукописи с пушкинской орфографией до современного вида текста. Поэтическую атмосферу Кавказских гор в издании постарался передать выпускник Высшей школы печати и медиаиндустрии, художник С.Е. Власов.

Ближайшие задачи проекта – научить программу сохранять текстовый формат анимации, чтобы читатель мог выделять фрагменты текста, добавлять закладки и комментарии. Над модернизацией интерфейса программы работает студентка 4 курса института графики и искусства книги им. Фаворского (ИГриК) Варвара Гончарова.

В перспективе – развитие мультимедийной составляющей проекта в сторону создания произведений живописи и графики. Для этого будет использовано электронное учебное пособие по психологии процессов художественного творчества, разрабатываемое совместно с преподавателями ИГриК – Александром Аверюшкиным, Андреем Кортовичем, Федором Бабкиным. Возможность критически наблюдать за тем, как рождается картина, поможет студентам осмысливать и совершенствовать свое мастерство.

Ссылка
Вернуться к списку
Яндекс.Метрика