Университет | Образование | Наука | Внеучебная жизнь |
Новости
События |
Институт новых образовательных программ и технологий Московского Политеха совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ организовал для магистрантов Вышки, обучающихся по программе «Управление в высшем образовании», круглый стол «Современные университетские практики проектного обучения: Московский Политех».
2 февраля в корпус на Большой Семеновской приехали более тридцати магистрантов НИУ ВШЭ, академический руководитель программы «Управление в высшем образовании» Кирилл Зиньковский, неформальный лидер выпускников этого курса Лариса Тарадина. Для гостей устроили экскурсию по лабораториям FDR Moscow и Smart Moto Challenge. Студенты и сотрудники лабораторий каждый год конструируют новые электробайк и гоночный болид, которые принимают участие в международных соревнованиях и даже занимают там призовые места. Это яркий пример проектного обучения, когда студенты разных направлений подготовки объединяются в междисциплинарные команды и в течение учебного года решают практические задачи, в результате чего на свет появляется продукт – настоящий байк или болид, соответствующий заданным требованиям и способный победить в гонке.
После экскурсии состоялся круглый стол «Современные университетские практики проектного обучения: Московский политех», его модерировал директор Института новых образовательных программ и технологий Сергей Пилипенко. С приветственным словом выступил и.о. ректора Владимир Миклушевский, который отметил, что байки и гоночные болиды – не единственные проекты, которые реализуют студенты Московского Политеха. В университете стремятся охватить проектной деятельностью как можно больше направлений подготовки, как технических, так и гуманитарных и даже художественных. Например, выпускники Института графики имени Фаворского Высшей школы печати и медиаиндустрии в качестве своей дипломной работы готовят к изданию книгу.
Академический руководитель магистратуры НИУ ВШЭ «Управление в высшем образовании» Кирилл Зиньковский назвал МАМИ первым вузом, где не на словах, а на деле в 2014 году стали внедрять проектную деятельность, причем во впечатляющем масштабе, охватив ею сразу около тысячи студентов. Он отметил, что, поскольку результатом работы должна стать не проектная документация, а функционирующий технический объект, студенты получили бюджет на его создание. В университете появилась когорта людей, которые «стали возиться со студентами». По словам Кирилла Зиньковского, в те годы, когда в молодежной среде зачастую проявлялось пренебрежительное отношение к высшему образованию, МАМИ удалось переломить ситуацию – вуз стал приобретать хорошую репутацию.
Прозвучали два доклада – сначала руководитель Центра проектной деятельности (ЦПД) Илья Лепешкин рассказал об опыте внедрения в Московском Политехе проектного обучения, о роли руководителя образовательной программы и встраивании дирекции образовательных программ в традиционную институтскую схему с делением на кафедры. В 2017/2018 учебном году в проектной деятельности участвуют уже более 4000 студентов четырех курсов, и выбирают они из более чем 130 проектов, которые предлагают разработать заказчики из индустрии или университет.
Затем заместитель руководителя ЦПД Анастасия Ильина сделала сообщение о соревнованиях «Инженерный старт» и «Проектный старт» (для студентов, обучающихся на гуманитарных направлениях). Устройство, которое первокурсники должны сконструировать в течение первого учебного семестра, должно работать – ехать, лететь, измерять расход воздуха или генерировать энергию из ветра – и факт его работоспособности выступает критерием, в зависимости от выполнения которого студент получает или не получает зачет в свою первую сессию. Кроме того, к «Инженерному старту» университет привлекает еще и старшеклассников из инженерных классов, что способствует ранней профориентации молодых людей.
Прозвучавшие доклады вызвали оживленную дискуссию, в которой приняли участие Владимир Миклушевский, Гюзель Шарипзянова, Сергей Пилипенко, Илья Лепешкин, Кирилл Зиньковский и другие. Гостей Московского Политеха особенно заинтересовал вопрос о том, как осуществляется отбор преподавателей в ЦПД и какая требуется подготовка к ведению студенческих проектов. Обсуждался вопрос о междисциплинарности студенческих команд, без формирования которых невозможно достичь общий проектный результат. Вновь был поднят вопрос о том, каких тематик могут касаться студенческие проекты – представители Московского Политеха заверили собравшихся, что это не только болиды и байки, и пригласили в будущем посетить другие площадки нашего университета, чтобы вживую увидеть проекты из сферы химбиотеха и криогенной техники, книгоиздания и полиграфии.
Стоит отметить, что среди магистрантов НИУ ВШЭ – старшие преподаватели и проректоры региональных университетов. Ежегодно для обучающихся по программе «Управление в высшем образовании» устраиваются выездные экскурсии в компании и университеты, являющиеся носителями лучших образовательных практик, поэтому визит в Московский Политех – это своего рода признание лидерской роли вуза в сфере внедрения проектного обучения.
![]() |