Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет

1. Малоразмерные газотурбинные двигатели (10-500 кВт) для распределенной энергетики и транспорта (городские автобусы, тяжелые грузовики, маневровые локомотивы, рельсовые автобусы, морские и речные катера, специальная техника военного назначения, беспилотники, малая авиация).

Руководитель зав. каф., к.т.н., доц. Костюков А.В.

По этому направлению кафедра с начала своего рождения до конца 90-х годов работала совместно с Отделом главного конструктора газотурбинных двигателей Горьковского автомобильного завода (ГАЗ). В результате были разработаны опытные образцы транспортных газотурбинных двигателей с параметрами как минимум не уступающие современным западным микротурбинам. Созданная научная школа в результате многолетних работ по не имеющим промышленных аналогов малоразмерным регенеративным газотурбинным двигателям обеспечила кафедре передовые позиции в научных разработках по микротурбинам. На кафедре имеются действующие опытные образцы и конструкторская документация микротурбин мощностью 150 кВт и 270 кВт, стенды для испытаний микротурбин и их элементов.

В период 2004-2011 гг. кафедра выполняла совместные с ФГУП «САЛЮТ» работы по модернизации многоцелевой регенеративной микротурбины ГАЗ.

На основе проведенных работ была разработана концепция создания микротурбины с эффективным КПД более 42%. Концепция основана на выполненной разработке оригинального компактного роторного теплообменника со сверхвысокой степенью регенерации 95-97%.

В 2016 году совместно с Китайским университетом Цинхуа кафедрой был разработан проект многоцелевой микротурбины мощностью 50 кВт и работающей по циклу со сверхвысокой степенью регенерации тепла выходных газов.

В 2019-2020 совместно с ФГУП НАМИ продолжается разработка многоцелевой микротурбины мощностью 50 кВт. В 2020 году будут изготовлен ее макет и проведены натурные испытания.

 

2. Альтернативная и водородная энергетика на транспорте.

 Руководитель проф., д.т.н., Фомин В.М.

Разработка теоретических основ термокаталитического преобразования углеводородных топлив в водородосодержащие газовые смеси и создание на этой основе энергетической установки автотранспортного средства с бортовой системой питания газовой смесью и комплексного ее исследования.

В процессе выполнения НИР разработаны и испытаны опытные образцы систем питания двигателей внутреннего сгорания, работающих на водородосодержащем газе (синтез-газе), получаемом непосредственно на борту автотранспортного средства путем каталитического разложения углеводородных продуктов не нефтяного происхождения, в частности, метанола с использованием теплоты, отводимой отработавшими газами.

 

3. Системы турбонаддува ДВС .

Руководитель д.т.н, проф. Каминский В.Н.

Руководитель работ д.т.н, проф. Каминский В.Н является генеральным директором НПО «Турботехника» занимающейся разработкой и производством высокоэффективных отечественных турбокомпрессоров и других агрегатов наддува и систем двигателя для автомобильной, тракторной и военной техники.
Аспирантами кафедры под руководством д.т.н, проф. Каминского В.Н ведутся работы: по турбокомпрессору агрегата турбонаддува с обратимой электрической машиной, по двухступенчатому турбонаддуву, обеспечивающему выполнение экологических норм EURO-5 и др.

 

4. Снижение виброактивности поршневых двигателей. 

Руководитель проф., к.т.н., Гусаров В.В..

Согласно правилам  ЕЭК ООН в настоящее время введены  нормыпредельно допустимых уровней шумового и вибрационного воздействий двигателей наземного транспорта. В результате выполняемых по этой теме работ найдены новые технические решения, обеспечивающие существенное снижение вибраций для большинства типов поршневых автомобильных и тракторных двигателей как бензиновых, так и дизельных, с разным числом(от 1 до 12)и расположением  (рядные, V, VR и W образные) цилиндров. Результаты этих исследований представлены в  более чем  30 публикациях, например: http://mospolytech.ru/mio/iblock/9a8/gusgaz_.pdf., http://elibrary.ru/item.asp?id=20194621, http://mospolytech.ru/mio/iblock/28c/gus.pdf.htmlhttp://www.autoscience.ru/blog/uravnoveshivanie_dvigatelej_tipa_w8/2015-07-06-74, и др.На способы снижения виброактивности дизельных (http://www.findpatent.ru/patent/254/2549748.html), пяти(http://www.findpatent.ru/patent/256/2563329.html) и девятицилиндровых (http://www.freepatent.ru/patents/2574787)двигателей получены патенты. На рисунке представлена запатентованная конструкция ДВС типа W9, отличающаяся высокой уравновешенностью.

Яндекс.Метрика