Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет

Кафедра Энергоустановки для транспорта и малой энергетики образована в 2016 году на базе кафедр «Транспортные газотурбинные двигатели» и «Автомобильные и тракторные двигатели".

Кафедра «Транспортные газотурбинные двигатели» была образована в 1967 г. на базе общетехнической кафедры «Теплотехника» с целью подготовки молодых специалистов для нового перспективного направления автомобильной техники – Транспортные газотурбинные двигатели.

Потребность народного хозяйства в специалистах нового направления обуславливалась тем, что с середины 50-х годов ряд ведущих предприятий автомобильной промышленности: ГАЗ, Ярославский моторный завод, НАМИ и другие начали интенсивные работы в области автомобильных ГТД. Специалисты по турбомашинам требовались также и в связи с массовым применением турбонаддува дизелей.

Организатором  и руководителем кафедры «Транспортные ГТД» с начала ее деятельности был выпускник Московского авиационного института, член Комиссии по газовым турбинам АН СССР, д.т.н., профессор Яков Александрович Спундэ.

Яркий и талантливый человек, энтузиаст транспортных газовых турбин Яков Александрович Спундэ сумел сплотить вокруг себя коллектив увлеченных новыми идеями единомышленников.

На кафедре работали известные ученые Фрейман Ю.И., Михалев С.В, Кустарев Ю.С., Прокофьев А.Н., Митин  Б.М., и др.

    Кафедра «Автомобильные и тракторные двигатели» была создана в 1939 году. Организатором и руководителем кафедры (до 1946 г.) был известный ученый, профессор Владимир Игнатьевич Сороко-Новицкий.

    За период своей деятельности кафедра подготовила более 4000 инженеров-двигателистов, многие из которых стали потом видными работниками автомобильной и тракторной отраслей промышленности, научных и учебных организаций страны:

  • зам. министра автомобильной промышленности А.П. Борзунов;
  • гл. инженер, а затем и генеральный директор АЗЛК Ю.П. Бородин;
  • зам. директора НАМИ Е.В. Шатров;
  • генеральный директор НИКТИД B.C. Шпонов;
  • член коллегии Минавтопрома В.И. Фролов;
  • ректор МАМИ  К.И. Сидорин;
  • проректор МАМИ А.В.  Костров;
  • директор ЦНИТА  Ю.Б.  Свиридов;
  • зам. директора НАТИ Б.А. Взоров;
  • директор НАМИ A.M. Хлебников;
  • главный конструктор по двигателям НАМИ С Б. Чистозвонов;
  • зам главного конструктора ПО «Автодизель» Е.П. Слабов, Ю.Г. Субботин, ставший потом главным конструктором;
  • зам. гл. конструктора АЗЛК В.А. Митрофанов и В.А. Борисов;
  • зам. директора внешнеторгового объединения ПО АвтоЗИЛ В.Г. Афанасьев;
  • директор Серпуховского экспериментального мотозавода И К. Дурнов;
  • главный конструктор того же мотозавода В.А. Лутчев;
  • зам. директора автополигона НАМИ, к.т.н. А.П. Гусаров.

На кафедре работали известные ученые профессоры В.И. Сороко-Новицкий, И.М. Ленин, К.Г. Попык, И.Я. Райков, Доброгаев Р.П., Кутенев В.Ф., Г.П. Покровский, Макаров А.Р., доценты Н.В. Брусянцев, А.С. Радзиван, Л.Х. Арустамов и др.

В настоящее время на объединенной кафедре «Энергоустановки для транспорта и малой энергетики» работают   генеральный директор НПО «Турботехника» д.т.н., профессор В.Н. Каминский;  лауреат Государственной премии,  д.т.н., профессор В.И. Меркулов и председатель Ученого Совета Московского политехнического университета, д.т.н., профессор В.М. Фомин.

Яндекс.Метрика