Меню Close Menu
Rus / Eng
Московский политехнический университет

История кафедры «Наземные транспортные средства» Московского Политеха складывается из истории кафедры «Автомобили» МГТУ «МАМИ» и недавно присоединённых к ней в результате структурных преобразований кафедр «Колёсные и гусеничные машины» (бывшей кафедры «Тракторы») Университета машиностроения (МАМИ), «Автомобили и двигатели» МГИУ и «Эксплуатация транспортных и транспортно-технологических средств» Университета машиностроения (МАМИ), которая в свою очередь образовалась из трёх кафедр Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина: «Автомобили», «Двигатели внутреннего сгорания» и «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины».

История кафедры «Автомобили МАМИ»

История кафедры «Автомобили» МАМИ имеет более глубокие корни: подготовка специалистов по двигателям внутреннего сгорания и автомобилям в Комисаровском техническом училище (КТУ) началась с момента создания в 1915 году профессором Иваном Васильевичем Грибовым в Комисаровском техническом училище отделения двигателей внутреннего сгорания и автомобилей. Для работы в этом отделении были привлечены преподаватели училища и приглашены работники расположенных в Москве автомобильных заводов и заводов по производству двигателей. Необходимость создания отделения двигателей внутреннего сгорания и автомобилей в училище диктовалась острой потребностью в автомобильных кадрах, которую ощущали российские производители автомобилей.

Иван Васильевич Грибов

Прекрасное техническое оснащение училища позволило достаточно быстро преодолеть трудный период становления и налаживания учебного процесса в созданном отделении и успешно вести подготовку конструкторов и технологов высокого уровня для развивающейся Российской автомобильной промышленности.

Коллективом преподавателей отделения двигателей внутреннего сгорания и автомобилей были разработаны необходимые учебно-методические материалы, подобрано и отлажено техническое оснащение для преподавания дисциплин по курсам автомобилей и двигателей внутреннего сгорания.

Позднее, на базе отделения двигателей внутреннего сгорания и автомобилей были образованы кафедра автомобилей и кафедра двигателей внутреннего сгорания.

Поэтому 1915 год – год создания отделения двигателей внутреннего сгорания и автомобилей в КТУ можно считать датой зарождения одной из основных кафедр Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) – Университета машиностроения: кафедры «Автомобили и тракторы».

Организатор отделения двигателей внутреннего сгорания и автомобилей в КТУ Иван Васильевич Грибов начал работу в училище в 1914 году и сначала преподавал машиностроительное черчение и технологию металлов. Он имел прекрасное инженерное образование и обладал незаурядными организаторскими способностями. С 1910 по 1912 год он заведовал отделом двигателей внутреннего сгорания и автомобилей машиностроительного завода Густава Листа в Москве. Опыт работы в этой должности Иван Васильевич с успехом применил при организации в 1915 году аналогичного учебного подразделения в КТУ. Организовав отделение двигателей внутреннего сгорания и автомобилей, он сначала преподавал в нём дисциплины по двигателям внутреннего сгорания и автомобильные дисциплины, а с 1916 года стал заведовать этим отделением.

После присуждения  И.В. Грибову учёной степени доктора наук он стал одним из самых авторитетных специалистов автомобильного дела в России. С 1914 по 1917 год, а с 1915 года одновременно с проведением учебных занятий в отделении двигателей внутреннего сгорания и автомобилей в КТУ, И.В. Грибов состоял уполномоченным и помощником заведующего автомобильным отделом Всероссийского Земского союза. С 1914 по 1916 год преподавал на Автомобильных курсах Технического общества, читал лекции по автомобильному делу на автомобильных курсах для студентов ИМВТУ, организованных Земским союзом. С 1914 по 1917 год состоял директором и преподавателем Рабочих технических курсов Попечительства о народной трезвости по двигателям внутреннего сгорания, автомобилям и черчению.

С конца 1917 года, после октябрьских событий, И.В. Грибов являлся Председателем Исполнительного комитета и Председателем Президиума, созданного на базе КТУ, Ломоносовского техникума, Председателем Совета и ректором Ломоносовского института. Одновременно, до 1923 года И.В. Грибов был заведующим Отделом высшей школы Главпрофобра. Когда, в феврале 1923 года, на должность ректора Ломоносовского института был назначен Глеб Максимилианович Кржижановский, Иван Васильевич занял должность заместителя ректора, продолжая преподавать автомобильное дело на автомобильной кафедре Ломоносовского института. В этот период кафедра значительно укрепилась, в том числе за счёт прихода в её ряды крупных учёных автомобилистов и производственных деятелей, таких как Евгений Алексеевич Чудаков.

В конце 20-х начале 30-х годов советским правительством был взят курс на всеобщую автомобилизацию страны. В связи с этим было принято решение о постройке в нескольких городах страны новых автомобильных заводов. Для них нужно было подготовить большое количество инженерных кадров. Эту задачу можно было решить за счёт организации крупного специализированного вуза, основной задачей которого была бы подготовка инженеров для обеспечения всех производственных процессов, необходимых для изготовления автомобилей, проектировщиков, конструкторов, технологов, испытателей.

Такой вуз было решено организовать на базе Московского механического института имени М.В. Ломоносова. В 1930 году в него перевели тракторную и автомобильную специальности с механического факультета Московского механико–машиностроительного института (МММИ, впоследствии – МВТУ им. Н.Э. Баумана).

В МММИ на автотракторном факультете прородители кафедры «Автомобили и тракторы» носили наименования «Колёсные машины» и «Гусеничные машины». Кафедрой «Колёсные машины» заведовал профессор Евгений Алексеевич Чудаков, а кафедрой «Гусеничные машины» – профессор Дмитрий Константинович Карельских.

В 1932 году институт стал называться Московским автомеханическим институтом имени М.В. Ломоносова (МАМИ им. М.В. Ломоносова) и кафедры были переименованы соответственно в «Автомобили» и «Тракторы».

Надо учесть, что в 1932 году МАМИ им. М.В. Ломоносова пришлось освободить учебные корпуса бывшего Комисаровского технического училища в Благовещенском переулке, в которых институт проводил занятия, т.к. в них была переведена из Ленинграда Военно-транспортная академия РККА. МАМИ им. М.В. Ломоносова был переведен в здание Комбината технического обучения Московского автозавода имени И.В. Сталина, а в сентябре 1936 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы  принял решение перевести Московский автомеханический институт им. М.В. Ломоносова в состав Московского механико-машиностроительного института на правах специализированного автотракторного факультета.

Так как в МММИ до перевода в его состав МАМИ им. М.В. Ломоносова не было автомобильных специальностей, то кафедры вновь организованного автотракторного факультета состояли в основном из преподавателей МАМИ. Профессора и доценты кафедр готовили инженеров по тем же специальностям, что и в МАМИ им. М.В. Ломоносова: автомобили, двигатели внутреннего сгорания, тракторы, эксплуатация автомобилей.

Бурное развитие автомобильной и тракторной промышленности в стране обострило проблему не только конкретной помощи учёных в совершенствовании конструкций автомобилей и тракторов, в повышении уровня механизации и автоматизации основных процессов производства, но и обеспечения её квалифицированными кадрами. В этой ситуации Комитет по делам высшей школы при СНК СССР в январе 1938 года предложил вновь организовать в Москве автомеханический институт.

3 июля 1939 года был воссоздан переведённый в состав МММИ в 1936 году Московский автомеханический институт. Институту было выделено здание по адресу Б.Семёновская, д. 38, куда были переведены все его сотрудники. Вместе с институтом в 1939 году была воссоздана кафедра «Автомобили», заведующим которой стал академик Е.А.Чудаков и кафедра «Тракторы», заведующим которой стал профессор Д.К. Карельских.

 

Е.А. Чудаков

Е.А.Чудаков принадлежал к той блестящей плеяде деятелей русской науки и техники, которая образовалась среди студентов Комисаровского училища в научном кружке знаменитого учёного, профессора Н.Е. Жуковского. Это была группа студентов-энтузиастов, из которой впоследствии вышли всемирно известные учёные: А.А. Туполев, Б.С. Стечкин, А.А. Никулин, Д.К. Карельских, В.Я. Климов и др.

После окончания Императорского московского высшего технического училища (МИВТУ) в 1916г. Евгений Алексеевич был направлен в Англию для отбора и приобретения автомобильной техники для русской армии. За два года командировки он приобрёл огромный опыт анализа и оценки конструкций автомобилей, а так же их производства на автомобильных предприятиях этой страны, что и определило дальнейший его жизненный путь. По возвращении в Россию в 1918г. Евгений Алексеевич занимается научной деятельностью в области автомобильного транспорта. Совместно с заведующим кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания» МВТУ им. Н.Э. Баумана Н.Р. Брилингом он создаёт научную автомобильную лабораторию (НАЛ) при ВСНХ. В 1921году эту лабораторию преобразовали в Научный автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), который в 1933 году был разделён на два института: НАТИ и ЦИАМ. Первыми работами Евгения Алексеевича Чудакова в НАЛ были работы по созданию методов исследования и оценки эксплуатационных свойств машин, необходимых для проектирования свойств материалов, применяемых для этой цели, а также по изучению и созданию новых топлив и масел.

 

Д.К. Карельских

В 1928г. Евгений Алексеевич Чудаков опубликовал фундаментальный труд «Динамические и экономические исследования автомобиля», который явился итогом его десятилетней работы и положил начало новой научной дисциплине «Теория автомобиля». К началу 30-х годов на основе дальнейших исследований Е.А. Чудаков создает такие труды как «Испытание автомобиля и его механизмов», «Тяговый расчёт автомобиля», а вслед за тем работы по расчёту деталей и узлов автомобиля. Все эти работы Е.А. Чудакова легли в основу подготовки инженерных кадров по автомобильной специальности и принесли ему мировую известность.

Е.А. Чудаков хорошо понимал, что для развития науки об автомобиле как объекте машиностроения, требуется подготовка высококвалифицированных научных кадров, и эту задачу он ставил во главу угла своей деятельности. Эта работа и была организована, как на действующей к тому времени кафедре «Автомобили» МАМИ, так на созданных им кафедрах в МВТУ им. Н.Э. Баумана, в Академии механизации и моторизации Красной Армии, в МАДИ, где он так же преподавал. Эти кафедры были его усилиями тесно связаны, и их деятельность координировалась им же. Не смотря на свою огромную занятость, он, тем не менее, находил время для личного руководства аспирантами и всегда в своих трудах отмечал их вклад в науку. Летом 1950г., когда его книга уже была в производстве, один из аспирантов (И.А. Левин) представил ему некоторые экспериментальные данные, только что полученные им на испытаниях. Евгений Алексеевич тут же попросил разрешения поместить их в свою книгу. Получив разрешение, он не забыл упомянуть фамилию аспиранта, предоставившего ему эти данные. За изданный учебник «Теория автомобиля» (1950г.) он был удостоен Государственной премии.

В дальнейшем научная деятельность Евгения Алексеевича продолжала расширяться по общим вопросам машиностроения и перешла в область изучения производительных сил страны. Его усилиями был создан Институт машиноведения АН СССР (1938 г.), первым директором которого он и был избран.

Действительный член АН СССР, профессор, доктор технических наук Евгений Алексеевич Чудаков всегда находил время для встреч со своими учениками-аспирантами. Даже будучи большим учёным, поздними вечерами он делал эти беседы не только поучительными, но и вдохновляющими. Е.А. Чудаков занимался и общественными делами: был членом Мособлисполкома, депутатом Моссовета.

За выдающиеся заслуги перед Родиной был награжден орденами Ленина и «Трудового Красного знамени», ему было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».

Евгений Алексеевич привлек к работе на кафедре ведущих специалистов того времени в области конструирования и теории автомобиля. Первыми среди них были доценты Б.С. Фалькевич и Б.В. Гольд.

Д.К. Карельских по окончании частного реального училища Воскресенского в 1908 г. поступил тоже в МИВТУ, которое окончил в январе 1915 г. со званием инженера-механика. С 1912 г. он одновременно работал практикантом в ремонтных мастерских Московского городского водопровода. Сразу же по окончании МИВТУ он поступает в Московскую городскую управу и принимает участие в работе Комиссии по осмотру автомобилей и Комиссии Военного ведомства. Там он проработал до ноября 1917 г. Одновременно, с сентября 1915 г. Д.К. Карельских поступает в Автомобильный отдел Всероссийского земского союза, где последовательно занимает должности: инспектора по гаражам на фронте, заведующего Отделом технической эксплуатации и Конструкторским бюро, заведующего Отделом технической организации.

Наряду с инженерной работой, с 1917 г. Д.К. Карельских начинает заниматься по совместительству и преподавательской деятельностью в школе автомехаников при Комитете Военно-технической помощи. К 1918 г. Д.К. Карельских становится уже известным автомобилистом того времени. Он работает в Автосекции Московского экономического комитета, в Научно-учебном отделении этого комитета и с августа 1918 г. работает в лаборатории двигателей внутреннего сгорания Экспериментального института Наркомата путей сообщения, совмещая преподавательскую работу в МВТУ на кафедре «Теплотехника», читая лекции по курсам «Тракторы» и «Эксплуатация автомобиля».

В августе 1919 г. Д.К. Карельских приглашается в Научную автомобильную лабораторию (НАЛ) на должность заведующего конструкторским бюро и члена коллегии. В эти же годы он работает в Комиссии по организации постройки аэросаней при Чрезвычайном уполномоченном по снабжению Красной Армии и Флота. В эти годы была построена оригинальная модель аэросаней, в которой им применена особая конструкция тормозного механизма, оказавшаяся наилучшей из всех ранее имевшихся и примененная во всех последующих типах аэросаней. Под руководством Д.К. Карельских были разработаны и внедрены несколько тормозных установок для исследования работы колесных и гусеничных тракторов, и лично им разработана и написана методика испытаний тракторов, которая была представлена на конкурсе, принята и издана под названием «Лабораторные испытания тракторов в Персиановке».

В 1923-1928 гг. Дмитрий Константинович совместно с инженером Петровым спроектировал и построил опытную модель малолитражного двухместного автомобиля, конструктивной особенностью которого было применение несущего кузова, в виде деревянной фермы, и планетарной коробки передач. Автомобиль демонстрировался на выставке НПО ВСНХ. В эти же годы Д.К. Карельских руководит проектированием и постройкой мотосаней двухгусеничной системы. В сентябре 1928 г. Д.К. Карельских переходит на работу старшим инженером в лабораторию Всесоюзного института механизации сельского хозяйства, где под его руководством был оборудован машинный зал и построено много испытательных стендов. В то время это была лучшая испытательная лаборатория в СССР.

В сентябре - декабре 1929 г. Д.К. Карельских был командирован в Германию для изучения НИР и оборудования учебных лабораторий. В 1930 г. в Московском институте механизации и электрификации сельского хозяйства (МИМЭСХ) образуется новая кафедра «Автомобили и тракторы», которую возглавил Д.К. Карельских.

С августа 1933 г. Д.К. Карельских стал работать в МАМИ им. М.В. Ломоносова в должности заведующего кафедрой «Тракторы». Под его руководством были разработаны по заданию Сталинградского тракторного завода ротационные динамографы с электрическими методами замера мощности двигателя и мощности на ведущих колесах первого отечественного гусеничного трактора СХТЗ-НАТИ. Он был инициатором и непосредственным  разработчиком разнообразных стендов и установок для лабораторных испытаний узлов и агрегатов трактора СХТЗ-НАТИ.

Д.К. Карельских являлся основоположником научного исследования машин и своими трудами по созданию аппаратуры для испытаний тракторов в значительной степени обеспечил в то время приоритет русской науки в этой области.

Учитывая заслуги Д.К. Карельских перед Родиной, в октябре 1935 г. решением Высшей аттестационной комиссии он утверждается в ученом звании профессора по кафедре «Тракторы».

В сентябре 1936 г., вместе с МАМИ им. М.В. Ломоносова, кафедра «Тракторы», во главе с Д.К. Карельских, переводится в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э. Баумана на вновь образованный автотракторный факультет. В октябре 1939 г. Д.К. Карельских вернулся в воссозданный Московский автомеханический институт, в котором и проработал до конца своей жизни.

В последний творческий период своей жизни Д.К. Карельских был заведующим кафедрой «Тракторы». Он сумел не только сплотить и вдохновить весь её коллектив на высококачественное выполнение своего служебного долга - преподавания в высшей школе, но и привить беззаветную любовь к исследовательской, научной и конструкторской работам, способствующим развитию отечественного тракторостроения.

Во время Великой Отечественной войны с октября 1941 по февраль 1942 г. Д.К. Карельских, помимо своих прямых обязанностей по подготовке инженерных кадров в качестве руководителя кафедры и декана автотракторного факультета, принимал участие в организации Ремонтного автомобильного завода АРЗ-9 и налаживании производственного процесса на этом заводе. Для быстрого освоения трофейной техники бойцами Красной Армии он составлял популярные инструкции и руководства по заданию Бронетанкового управления и активно участвовал в работах Военного бюро при Доме ученых. Несмотря на трудности военного времени Д.К. Карельских не прекращал интенсивной научно-исследовательской работы в области совершенствования ходовых систем гусеничных машин, разрабатываемых в КБ главного их конструктора Н.А. Астрова. В первые послевоенные годы под руководством Д.К. Карельских кафедра «Тракторы» проводила для того же КБ работы по созданию специальной аппаратуры для исследования гусеничных машин в полевых и дорожных условиях. Начиная с 1948 г. под руководством Д.К. Карельского на кафедре начинаются работы по созданию новых, более совершенных динамометрических приборов для замера сил и моментов, возникающих в различных системах трактора при работе в естественных условиях эксплуатации.

Осенью  1948 г. в институте был организован самостоятельный тракторный факультет и его первым деканом стал  Д.К. Карельских, проработавший в этой должности по март 1950г.

За большой вклад в развитие оборонных отраслей науки 19 декабря 1949 г. Д.К. Карельских избирается членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук СССР и по совместительству начинает работать с марта 1950 г. в оборонном НИИ-3.

В 1950-1951 гг. Д.К. Карельских работал в Комиссии при Комитете по присуждению высших государственных премий. В 1952 г. был утверждён членом Научно-технического совета Министерства автотракторной промышленности СССР и председателем Экспертной комиссии Госснаба СССР по снижению металлоёмкости отечественных приборов.

В своей педагогической деятельности Д.К. Карельских специализировался на чтении лекций по курсам «Конструкция трактора», «Конструирование и расчёт трактора» и «Испытание трактора», являясь создателем этих учебных дисциплин. В 1940 г. Д.К. Карельских в соавторстве с профессором М.К. Кристи издает уникальный объёмный учебник «Теория, конструкция и расчёт трактора», в котором впервые тесно сочетаются теория, практика и расчёт. В этом учебнике, рекомендованном Комитетом по делам высшей школы для машиностроительных вузов по тракторной специализации, большая его часть, а именно - конструкции  тракторов, конструирование и расчёт, а также их испытания - написаны Д.К. Карельских. Многие поколения тракторостроителей с благодарностью вспоминали и вспоминают его учебники, в которых кроме сухих схем и формул, что тоже необходимо, приводились и яркие примеры конструктивных решений того или иного узла и механизма трактора. Последним печатным трудом Д.К. Карельского в соавторстве был учебник для машиностроительных техникумов Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР «Теория, конструкция и расчет тракторов» (1951 г.). Его самоотверженный труд учителя и воспитателя был достойно отмечен наградами Родины: орденом Трудового Красного Знамени, медалями: «За оборону Москвы», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы». В 1946 г. ему было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Высшим орденом страны того времени - орденом Ленина, Д.К. Карельских был награждён посмертно.

В личной жизни Д.К. Карельских был исключительно скромным, но общительным человеком, с которым всегда было крайне интересно беседовать о различных эпизодах развития отечественного автомобиле- и тракторостроения.

В годы Великой Отечественной войны большинство студентов кафедр ушли на фронт. Оставшиеся сотрудники вносили посильный вклад в укрепление вооружённых сил. Так, например, Б.С. Фалькевич в годы войны был награждён орденом «Красной Звезды» за создание ряда практических руководств для персонала Красной Армии по техническому обслуживанию и ремонту трофейной автомобильной техники и автомобильной техники, поступающей в Красную Армию по ленд-лизу из стран – союзников.

В годы войны Е.А. Чудаков провёл исследование тяговых характеристик отечественных и зарубежных полноприводных автомобилей, что стало особенно актуальным при начале их эксплуатации.

После известного указа Верховного Главнокомандующего о демобилизации из Красной Армии студентов для продолжения ими высшего образования на кафедру «Автомобили» из действующей армии пришли и продолжили свое обучение, совмещая его с работой на кафедре, такие известные в дальнейшем автомобильные учёные, как А.И. Ягант и И.С. Лунёв, а на кафедру «Тракторы» - И.М. Эглит.

Поскольку МАМИ оставался одним из немногих технических вузов, продолжавших работу, как на месте эвакуации, так и в Москве, на кафедры «Автомобили» и «Тракторы» пришли студенты некоторых других технических вузов, работавшие в Москве на оборонных предприятиях. Так, ставший в дальнейшем заведующим кафедрой «Автомобили» Ю.А. Ечеистов, работавший на заводе «Компрессор», выпускавшем знаменитые «Катюши», получил своё техническое образование на кафедре «Автомобили» МАМИ, после чего был оставлен в аспирантуре Е.А. Чудаковым.

В первые послевоенные годы в СССР шёл активный процесс восстановления народного хозяйства, понёсшего огромные потери во время Великой Отечественной войны. Автомобиле- и тракторостроители внесли большой вклад в эту созидательную работу. При этом следует отметить тот удивительный факт, что, выполняя задачу восстановления народного хозяйства, практически все ведущие автомобильные и тракторные заводы страны сразу после окончания войны наладили массовый выпуск новых моделей, воплотивших последние научные достижения. В этих условиях кафедры «Автомобили» и «Тракторы» МАМИ успешно готовили конструкторские кадры для заводов и осуществляли актуальные научные разработки.

Евгений Алексеевич Чудаков и Дмитрий Константинович Карельских ушли из жизни в один год – 1953 г. и тогда кафедру «Автомобили» возглавил Борис Семёнович Фалькевич, а кафедру «Тракторы» - Игорь Борисович Барский.

 


Б.С. Фалькевич

И.Б. Барский

Борис Семёнович Фалькевич являлся одним из наиболее видных и известных учёных в области автомобилестроения и автомобильного транспорта. Б.С. Фалькевич в 1930 году окончил Московский автотракторный институт им. М.В. Ломоносова. Уже в первые годы работы проявил яркий талант учёного, педагога и инженера. В 1933 г. он был приглашен в МАДИ на должность доцента. В 1939 г. за большие успехи в научно-исследовательской и педагогической работе Борису Семёновичу была присуждена учёная степень кандидата технических наук. В 1939 г. Борис Семенович перешёл работать на кафедру «Автомобили» МАМИ. В 1940 году, после создания кафедры «Автомобили» в Горьковском политехническом институте, Б.С. Фалькевич был назначен заведующим этой кафедрой, оставаясь при этом доцентом кафедры «Автомобили» МАМИ. В 1948 г. Б.С. Фалькевичу после защиты диссертации присуждена учёная степень доктора технических наук, а в 1949 г. он был утверждён в звании профессора. Им опубликовано более 100 научных трудов, получивших широкое признание, в том числе учебники и учебные пособия: «Теория, конструирование и расчёт автомобиля», «Расчёт на прочность шасси автомобиля», «Теория автомобиля» и другие. Учебник «Теория автомобиля» является одним из лучших и был рекомендован в качестве основного для вузов, выпускающих автомобильных инженеров. Большое теоретическое значение имеют его научные работы «Тяговые качества автомобиля при неустановившемся режиме работы двигателя», «Динамика и экономика неустановившегося движения и оптимальные режимы работы автомобиля», «Анализ торможения и требования к тормозным качествам автомобиля», «Исследование управляемости автомобиля с антиблокировочными устройствами». Результаты научных исследований внедрены на АЗЛК, ВАЗ, КамАЗ. Многие учебники и научные труды переведены на иностранные языки. На кафедре «Автомобили» под руководством Б.С. Фалькевича подготовлено 77 кандидатов технических наук.

Б.С. Фалькевичу удалось увлечь учебной и научной работой весь коллектив кафедры. В годы его руководства кафедрой в коллективе царил дух творчества. В полную силу работали её учебные и научные подразделения.

Борис Семёнович был членом Совета по безопасности движения Госкомитета по науке и технике при Совете Министров СССР и председателем его автомобильной секции, являлся членом НТС Минавтопрома СССР. Долгие годы возглавлял работу Народного университета московских автомобилистов, признанного лучшим народным университетом Советского Союза и внесённого в книгу Почёта.

За большие заслуги в области подготовки высококвалифицированных инженерно-технических и научных кадров для автомобильной промышленности и огромный вклад в научно-исследовательские работы, проводимые кафедрой «Автомобили» МАМИ, Б.С. Фалькевичу в 1975 г, присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР». Он награждён орденами «Красной Звезды» и «Трудового Красного знамени», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы».

Б.С. Фалькевич был щедрым и очень тактичным человеком. Он всегда старался помочь людям, которые его окружали. Он много лет руководил кафедрой «Автомобили» и создал на ней творческую рабочую обстановку, хорошую материальную базу, которая позволила многие годы преподавателям и аспирантам кафедры успешно работать над решением сложных научных проблем, оказавших существенное влияние на развитие отечественного автомобилестроения.

Б.С. Фалькевича хорошо знали на заводах автомобильной промышленности страны, на автотранспортных предприятиях Москвы, никогда не отказывали ему в его просьбах, что помогало развитию кафедры и института.

Игорь Борисович Барский родился 27 января 1913 г. в Томске, в семье железнодорожного служащего, сосланного в Сибирь за участие в студенческих выступлениях. Мать была домохозяйкой. После революции 1917 г. его отец становится кадровым военным. С 1924 г. И.Б. Барский живёт в Москве. Весной 1930 г. оканчивает школу - девятилетку и поступает на 1-й курс Московского механического института им. М.В. Ломоносова. Однако, в 1932 г. институт реорганизуется, и его по спецнабору направляют на учёбу слушателем в Военную академию механизации и моторизации РККА на промышленный факультет. После окончания Академии в ноябре 1935 г. с присвоением звания военного инженера 3-го ранга по специальности «Конструктор боевых машин» был направлен инженером в Дивизию особого назначения НКВД, где прослужил до конца 1937 г. С 1938 г. Игорь Борисович работает главным инженером Автобазы Главторгчермета. В 1940 г. поступает в аспирантуру МАМИ на кафедру «Тракторы».

В начале Великой Отечественной войны в период обороны Москвы, с октября 1941 по февраль 1942 г., И.Б. Барский участвовал в организации и налаживании работы Авторемонтного завода (АРЗ-9) для ремонта военной техники, где работал начальником моторного цеха.

В связи с недостатком преподавательских кадров в институте, в конце 1941 г. И.Б. Барский был переведен в ассистенты той же кафедры, продолжая работать над диссертацией без отрыва от  производства.

Несмотря на трудности военного времени, И.Б. Барский успешно защищает в конце ноября 1943 г. кандидатскую диссертацию на тему «Методика определения коэффициентов сопротивления движению и повороту гусеничной машины». Это была первая защита диссертационной работы в МАМИ со дня его образования, и И.Б. Барскому присуждается ученая степень кандидата технических наук.

В марте 1944 г. Игорь Борисович направляется в Барнаул на должность заведующего кафедрой «Автомобили и тракторы» Алтайского машиностроительного института, где он проработал 2,5 года. В июне 1944 г. он утверждается в учёном звании доцента по кафедре «Автомобили и тракторы».

В июле 1946 г. И.Б. Барский возвращается в МАМИ на должность доцента кафедры «Тракторы», где активно включается в процесс творческой работы. По предложению заведующего кафедрой профессора Д.К. Карельских, Игорь Борисович начинает совместную работу по написанию первого послевоенного учебника по тракторной специальности. Этот учебник «Теория, конструкция и расчёт тракторов» вышел в свет в 1950 г. в издательстве «Машгиз».

С января 1951 до июня 1955 г. И.Б. Барский был заместителем декана автомобильного факультета, с февраля 1958 по октябрь 1958 г. - деканом тракторного факультета и с апреля 1962 по июнь 1965 г. - деканом автотракторного факультета.

После внезапной смерти Д.К. Карельских в сентябре 1953 г. И.Б. Барский  назначается  и.о. заведующего кафедрой «Тракторы», а в июне 1954 г. утверждается в этой должности. Опыт организации и руководства кафедрой в Алтайском машиностроительном институте, светлый ум, твёрдость характера и такт в обращении с окружающими, помогли И.Б. Барскому сохранить авторитет кафедры, а затем и приумножить его новыми учебными и научно-исследовательскими работами, творческими связями с предприятиями тракторной отрасли промышленности.

В 1955 г. И.Б. Барский направляется в ответственную командировку в Китайскую Народную Республику (КНР) советником ректора Чаньчуньского автотракторного института, головного института по автотракторной специальности в Китае. Он фактически организовал учебный процесс образования студентов в КНР по автотракторной специальности, обеспечил их современной учебной литературой и заложил основы для научных разработок. Находясь в Китае, он издал на китайском языке переработанный им учебник для техникумов, написал и издал ещё два учебника по конструированию и расчёту тракторов и учебное пособие по их испытаниям - все для института и на китайском языке. По возвращении на Родину он получил благодарность правительства КНР за оказанную им помощь в деле становления высшего технического образования в Китае.

В июне 1961 г. И.Б. Барский присуждается учёное звание профессора по кафедре «Тракторы». Он работает над созданием более совершенного учебника по конструированию и расчёту тракторов, и первое издание этого учебника выходит в 1962 г. в издательстве «Машгиз». Этот учебник становится основным для студентов тракторной специальности по  дисциплине «Конструирование и расчёт тракторов».

После представления научного доклада И.Б. Барского с обоснованием методики написания и содержания изданных им учебников и учебных пособий ему была присуждена учёная степень доктора технических наук (решение ВАК от 28 марта 1964 г.).

И.Б. Барский был членом редакционного совета издательства «Машиностроение», членом редколлегии журнала «Тракторы и сельхозмашины», членом экспертной комиссии ВАК, и в начале 70-х годов заместителем председателя её, членом научно-технических советов НАТИ и Минтракторосельхозмаш СССР, Председателем аттестационной комиссии на «Знак качества» указанного выше министерства и членом Головного методического совета Министерства высшего и специального образования РСФСР (МВ и ССО РСФСР).

За время работы на кафедре И.Б. Барским было подготовлено 36 кандидатов технических наук. К своим аспирантам и соискателям он всегда был очень внимателен и заботлив, тактично умел направить их работу в нужное русло решения какой-либо теоретической или практической задачи. Много внимания Игорь Борисович уделял и тем студентам, которые делали первые шаги в науке, готовя доклады к ежегодным студенческим научно-техническим конференциям. Такие сообщения всегда отличались высоким творческим уровнем и оригинальностью решений.

В конце августа 1977 г. И.Б. Барский освобождается от заведования кафедрой по собственному желанию (по состоянию здоровья), оставаясь на ней в должности профессора. В это время он работает над 3-м изданием своего учебника по конструированию и расчёту трактора, который издан издательством «Машиностроение» в 1980 г. В августе 1981 г. И.Б. Барский переходит на должность профессора-консультанта кафедры «Тракторы», с которой уходит в октябре 1992 г. в связи с тяжёлой болезнью.

За долголетнюю безупречную работу по подготовке молодых специалистов, большой вклад в развитие науки и активное участие в общественной жизни И.Б. Барский неоднократно получал благодарности от МВ и ССО РСФСР, Минтракторосельхозмаша СССР и ректората института. Он занесён в «Книгу почёта» МАМИ, награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «В память 800-летия Москвы» и «Ветеран труда» и орденом КНР за вклад в развитие образования, науки и автотракторной промышленности Китая.

Ближайшим помощником Б.С. Фалькевича на кафедре «Автомобили» в эти годы был профессор Борис Васильевич Гольд.

Б.В. Гольд

Борис Васильевич Гольд в 1928 г. окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана и с 1929 г. работал с Е.А. Чудаковым в научном автомобильном и автомоторном институте. Одним из результатов его работы в НАМИ явилась разработка первого грузового трёхосного автомобиля ГАЗ, который впоследствии стал основным автомобилем повышенной проходимости в народном хозяйстве и в армии. В результате этой работы в 1933 году была издана книга «НАТИ в борьбе за шестиколёсный автомобиль». Нет необходимости перечислять многочисленные книги и монографии Бориса Васильевича - все они завершились его основными трудами «Проектирование автомобиля», «Конструирование и расчёт автомобиля», которыми широко пользовались и пользуются в настоящее время, как заводские конструкторы, так студенты и аспиранты автомобильных вузов. Б.В. Гольд был не только крупным учёным, но и автором более пятидесяти научных трудов. Он награждён орденом «Знак почёта» и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «В память 800-летия Москвы». Борис Васильевич был хорошим товарищем и оставил о себе прекрасные воспоминания коллег и соратников. В течение многих лет Б.В. Гольд был основным лектором по одной из главных дисциплин кафедры «Автомобили» «Конструирование и расчёт автомобиля».

На кафедре «Автомобили» работали и такие известные в автомобильной промышленности учёные, как Н.В. Диваков, А.И. Королёв, И.А. Левин, В.Ф. Родионов, П.П. Лукин.

На кафедре «Тракторы» плеяда учёных была более известна в промышленности, занимающейся оснащением техникой армии и сельского хозяйства. Это учёные с мировым именем Е.Д. Львов, М.К. Кристи, Л.В. Сергеев, Н.Е. Фере, Г.В. Герасимов, В.А. Савочкин.

Е.Д. Львов

Большой вклад в развитие тракторостроения СССР  внёс Евгений Дмитриевич Львов. Он родился 3 февраля 1888 г. в Казани в семье служащего. В 1906 г. поступил на механический факультет Петербургского технологического института, который окончил с отличием в 1912 г. по специальности инженера-технолога.

С января 1913 г. Е.Д. Львов работал конструктором в КБ Коломенского паровозостроительного завода, с 1917 по 1919 гг. – заведующим КБ Правления Выксунских заводов в Петрограде, с 1919 по 1922 гг. – заведующим КБ в Главметалле ВСНХ в Москве, с 1922 по 1928 гг. – заведующим КБ при Правлении Государственного объединения машиностроительных заводов (ГОМЗа) в Москве. Одновременно он принимал активное участие в проектировании на Коломенском заводе нескольких образцов колёсных тракторов, в том числе первого отечественного серийного трактора «Коломенец», выпускавшегося с 1923 по 1929гг.

Преподавательскую деятельность Е.Д. Львов начал по совместительству в 1922 г. в должности доцента в Московском механико-электротехническом институте им. М.В. Ломоносова. В апреле 1928 г. Государственный Учёный Совет Наркомпроса РСФСР утвердил его в учёном звании профессора по кафедре «Конструкция и расчёт тракторов».

В 1932 г. происходит реорганизация Ломоносовского института. Часть факультетов и преподавателей переводятся в созданную в Москве военную академию механизации и моторизации РККА. Другая часть профессорско-преподавательского состава и студентов стала базой для вновь созданного в Москве Московского автомеханического института им. М.В. Ломоносова.

В сентябре 1936 г. МАМИ им. М.В. Ломоносова был переведён в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э. Баумана, где на базе МАМИ был организован Автотракторный факультет, на котором Е.Д. Львов работал профессором.

В марте 1937 г. Е.Д. Львов был утверждён в учёной степени доктора технических наук без защиты диссертации. В сентябре 1937 г. он перешёл в Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, где работал профессором на кафедре «Тракторы» до ноября 1941 г., а в 1937-1939 гг. заведовал этой кафедрой. С ноября 1941 г. он работал профессором на кафедре «Гусеничные машины» в МВТУ им Н.Э. Баумана (во время эвакуации училища в г. Ижевск).

В сентябре 1943 г. профессор Е.Д. Львов перешёл на работу в МАМИ в качестве профессора кафедры «Тракторы», где и работал до конца жизни.

В 1927 г. в Московской типографии «Красный пролетарий» вышла книга доцента Е.Д. Львова «Тракторы, их конструкция и расчёт», предназначенная в качестве учебного пособия. В этой книге впервые в мировой практике осуществлено систематизированное обобщение разрозненных вопросов теории и конструкции трактора. В 1931 г. профессор Е.Д. Львов выпускает 2-е дополненное издание книги «Тракторы, их конструкция и расчёт»,  а в 1933 г. и 3-е издание этой книги, дополненное и исправленное.

В дальнейшем профессор Е.Д. Львов основное внимание уделяет развитию дисциплины «Теория трактора» и издаёт в 1936 г. труд «Теория трактора», который утверждается в качестве учебного пособия для машиностроительных вузов. Дальнейшая разработка этого курса позволила ему издать в 1938, 1946, 1952 и в 1960 годах учебники под таким же названием, отражавшие развитие конструкций тракторов и опыт их эксплуатации, ставшие на многие годы фундаментальными трудами по данной дисциплине. В учебном процессе широко использовалась также его книга «Динамика поршневых двигателей».

Вклад Е.Д. Львова огромен в теорию движения колесных и гусеничных машин. Многие вопросы теории трактора, разработанные Е.Д. Львовым, например, движение колеса по деформируемому основанию, только в 80-е годы начинают использовать при создании многоцелевых автомобилей для Вооруженных Сил страны. Это позволило более объективно оценивать показатели подвижности военной автомобильной техники.  

За большие заслуги в области науки и техники Указом Верховного Совета РСФСР от 29 мая 1958 г. профессору Е.Д. Львову было присвоено почётное звание Заслуженный деятель науки и техники РСФСР.

Инженерная и научно-педагогическая деятельность профессора Е.Д. Львова была отмечена правительственными наградами: орденом Ленина (1954 г.), орденом Трудового  Красного Знамени (1944 г.) и медалями: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 г.), «В память 800-летия Москвы» (1947 г.) и Золотой медалью ВСХВ (1941 г.).

В 1962 г. профессор Е.Д. Львов ушёл на пенсию, оставшись работать на кафедре профессором-консультатнтом.

Профессор Е.Д. Львов скончался в 1971 г. и похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

А.Ф. Полетаев

Анатолий Фёдорович Полетаев родился 3 июля 1915 г. в Москве в семье служащих. В 1931 г. А.Ф. Полетаев окончил школу-семилетку и стал работать в мастерской Всесоюзного института кожевенной промышленности (ВИКП) учеником, слесарем, а затем и мастером.

В 1942 г. А.Ф. Полетаев поступил в МАМИ на автотракторный факультет, который с отличием окончил в 1945 г. и был направлен на кафедру «Тракторы» ассистентом. Работа над дипломным проектом показала, что А.Ф. Полетаев имеет все данные к тому, чтобы самостоятельно конструировать и научно обосновывать специальную аппаратуру для исследования узлов и механизмов ходовой части гусеничных машин.

С 1949 г. А.Ф. Полетаев - старший преподаватель кафедры, одновременно работает над кандидатской диссертацией на тему: «Динамограф МАМИ-1 на ведущие колеса трактора, его теоретическое и экспериментальное исследование», которую защищает в 1952 г. В 1954 г. ему было присвоено учёное звание доцента. Анатолий Фёдорович активно участвовал в НИР кафедры совместно с НАТИ, Владимирским тракторным заводом и другими заводами.

Осенью 1961 г. А.Ф. Полетаев назначается по совместительству заведующим курсами повышения квалификации руководящих и инженерно-технических работников КБ тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. В 1963 г. А.Ф. Полетаев избирается на должность декана вечернего факультета, а с 1964 г. назначается проректором МАМИ по научной работе.

Научные исследования А.Ф. Полетаева посвящены развитию теории трактора в области взаимодействия ходовой системы с почвой. Он внёс существенный вклад в разработку теории взаимодействия колёсного движителя с деформируемым основанием (почвой). Его исследования в этой области позволили научно обосновать расположение центра масс трактора, рассогласованность в работе его передних и задних колес, а также выбор шин и давления воздуха в них.

В 1977 г. А.Ф. Полетаев назначается и.о. заведующего кафедрой «Тракторы», а с января 1979 г. - заведующим кафедрой. Возглавляя кафедру, А.Ф. Полетаев осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение качества учебного процесса, повышения эффективности научно-исследовательской работы. На кафедре было организовано обучение студентов тракторных групп профессии тракториста-машиниста 3 класса. Из числа студентов, получивших права тракториста, в летние трудовые семестры формировались отряды механизаторов для работы в сельском хозяйстве, где они углубляли свои знания в области устройства и эксплуатации трактора. Под руководством Анатолия Федоровича при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория по перспективным тракторам. В 1989 г. по инициативе А.Ф. Полетаева на кафедре была открыта новая специализация «Гидропривод тракторов», в выпускниках которой нуждалась автотракторная промышленность страны.

Как заведующий кафедрой, А.Ф. Полетаев много делал для оснащения учебных лабораторий современным оборудованием, внедрения прогрессивных форм преподавания учебных дисциплин. Много внимания уделял работе по привлечению рабочей молодёжи на учёбу по специальностям кафедры. Под научным руководством А.Ф. Полетаева подготовлены и успешно защищены восемь кандидатских диссертаций.

Им написано девять учебно-методических пособий, он автор четырех авторских свидетельств на изобретения и 66 научных трудов. А.Ф. Полетаев награжден медалями «За оборону Москвы» и «В память 800-летия Москвы».

 

Ю.А. Ечеистов

В 1979 г. кафедру «Автомобили» возглавил профессор, доктор технических наук Юрий Александрович Ечеистов. Он родился в 1921 г. В 1943 году поступил в Московский автомеханический институт, который и закончил в 1946 г. Как способный студент, а затем инженер, был оставлен на кафедре «Автомобили» сначала старшим лаборантом, а затем преподавателем и научным сотрудником. Научные интересы Ю.А. Ечеистова сосредоточились на исследовании сил сопротивления движению автомобиля. Особый интерес он проявлял к изучению процесса качения автомобильного колеса, его взаимодействию с дорогой и оптимальному соотношению между углами развала и схода управляемых колес. При работе над кандидатской диссертацией он применил оригинальную методику и аппаратуру, позволившую ему вскрыть полную картину возникновения увода колес, что в дальнейшем, уже при работе над докторской диссертацией, позволило ему расширить взгляд на поведение мотоцикла и автомобиля в реальных условиях.

В 1974 - 1982 гг. Юрий Александрович был деканом факультета повышения квалификации преподавателей вузов. Он обладал глубокими знаниями в области автомобильной техники и умело доносил их до студентов и аспирантов. Он автор 41 научного труда. Ю.А. Ечеистов разработал учебный курс «Испытания автомобиля» и был первым лектором этой дисциплины. Многие поколения инженеров-исследователей были введены им в мир испытаний автомобилей. Он принимал непосредственное участие в проведении испытаний его аспирантами, причём многие приборы были изготовлены им самим. Как человек и ученый Юрий Александрович пользовался большим авторитетом и уважением в широких кругах автомобилистов и своих коллег по кафедре.

После кончины Ю.А. Ечеистова в период 1982 – 1986 гг. кафедрой «Автомобили» руководил, будучи в то время доцентом, к.т.н. Владимир Витальевич Серебряков.

 

В.В. Серебряков

В 1986 г. Владимир Витальевич был командирован на преподавательскую работу в республику Афганистан, в связи с чем, кафедру возглавил доцент, к.т.н. Анатолий Леонидович Карунин.

 

А.Л. Карунин

В 1986 г. скончался А.Ф. Полетаев и заведующим кафедрой «Тракторы» был избран известнейший специалист в областях теории танка и теории и расчёта гусеничного движителя  д.т.н., профессор, генерал-майор Леонид Владимирович Сергеев, возглавлявший кафедру по 1990 год.

 

Л. В. Сергеев

Леонид Владимирович Сергеев родился 27 мая 1914 г. в Москве, в семье служащего Сергеева Владимира Фёдоровича. Родители с детьми в период I-ой Мировой войны проживали в Донбассе, а затем – в Новочеркасске.

В 1929 г. окончил 7 классов средней школы (г. Черкасск), после чего в течение 4-х лет работал разнорабочим: бетонщиком, арматурщиком и слесарем на строительстве шахт и на заводах Ростовской и Сталинской областей. Без отрыва от производства окончил курсы по подготовке для поступления в высшие учебные заведения.

В 1933 г. поступил в Московский автомеханический институт им. М.В. Ломоносова, в котором окончил 3 курса, а затем, в связи с переводом конструкторского факультета в МВТУ им. Н.Э. Баумана, завершил в нём 4-й курс обучения.

В сентябре 1937 г. добровольно вступил в Вооружённые силы Красной армии и был зачислен на инженерно-танковый факультет в Военную академию механизации и моторизации (ВАММ) РККА им. И.В. Сталина (впоследствии – Военная академия бронетанковых войск – ВА БТВ), которую окончил в 1939 г. и был оставлен для работы на кафедре танков.

Принимал участие в Великой Отечественной войне на Воронежском фронте, в должности заместителя командира механизированной бригадой по технической части.

В 1948 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата технических наук. Звание доцента присвоено в 1949 г., звание профессора – в 1962 г. После защиты докторской диссертации в 1975 г. присуждена учёная степень доктора технических наук.

В Вооружённых Силах Советской армии, работая на кафедре танков ВА БТВ, прослужил до 1975 г, занимая должности преподавателя, старшего преподавателя, заместителя начальника кафедры и начальника кафедры (с 1954 г. по 1975 г.). В период с 1954 г. по 1975 г. постоянно состоял членом НТК управления начальника танковых войск и председателем экспертной комиссии по автобронетанковой специальности ВАК Министерства высшего и среднего специального образования. В декабре 1975 г. уволен в запас по выслуге установленных сроков, но остался работать на кафедре танков ВА БТВ.

С 1979 г. по 2006 г. – работал на кафедре «Тракторы» Московского автомеханического института (с 1997 г. МГТУ «МАМИ»). В 1986-1990 гг. заведующий упомянутой кафедрой.

Педагогический стаж составил более 60 лет. За время своей научно-педагогической деятельности им опубликовано более 100 различных печатных трудов, в том числе 4 учебника (из них один «Теория танка» переведён на английский язык), 13 монографий, 12 учебных пособий, 77 статьи. Имеет 8 авторских свидетельств на изобретения. Подготовил 12 кандидатов технических наук.

Многие годы принимал активное участие по аттестации научных кадров, был зам. председателя и председателем комиссии ВАК по присуждению учёных степеней и званий, членом экспертной группы специализированного Совета по транспорту ВАК, председателем комиссии по  апелляции.

С 1983 г. решением ГКНТ СССР привлекался к работе в качестве председателя Государственной аттестационной комиссии по аттестации гусеничных тракторов.

С 1985 г. по 1994 г. являлся председателем Головного Совета по транспортным средствам МВ и ССО РСФСР.

За боевые и трудовые заслуги награждён: орденом Ленина; орденом Красной Звезды; орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР»; орденом Народной республики Болгария «9 септембри 1944 г.» III-й степени; медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»; медалью «За боевые заслуги» и другими медалями.

В 1988 г. А.Л. Карунин был избран ректором МАМИ, и руководить кафедрой «Автомобили» было доверено её выпускнику, в то время молодому доценту, к.т.н. Анатолию Герасимовичу Пешкилеву, в дальнейшем избранному заведующим кафедрой по конкурсу.

 

А.Г. Пешкилев

В 1990 г. заведующим кафедрой «Тракторы» по конкурсу был избран д.т.н., профессор Валерий Михайлович Шарипов, бывший её выпускник, активно участвовавший ещё в студенческие годы в научной деятельности кафедры. В настоящее время он Заслуженный деятель науки РФ, известный специалист в области конструирования и расчета колесных и гусеничных машин различного назначения, пользующийся международным научным авторитетом, являющийся, действительным членом Российской Академии транспорта и Академии проблем качества, председателем докторского диссертационного совета нашего университета, главным редактором отраслевого журнала «Тракторы и сельхозмашины».

 

В.М. Шарипов

В 1995 г. в связи с переходом профессора А.Г. Пешкилева на другую работу заведующим кафедрой «Автомобили» стал председатель Госстандарта РФ, профессор, д.т.н. Сергей Фёдорович Безверхий.

 

С.Ф. Безверхий

В 1997 г. С.Ф. Безверхий был назначен торгпредом России в Австралии, и обязанности заведующего кафедрой «Автомобили» стал исполнять её выпускник, профессор, к.т.н. Валерий Викторович Селифонов.

 

В.В. Селифонов

С 2000 г. в честь 135-летия МАМИ кафедру «Автомобили» стали именовать кафедрой «Автомобили» имени академика Е.А. Чудакова.

В 2001 г. к руководству кафедрой «Автомобили» опять вернулся, будучи уже ректором МГТУ «МАМИ», профессор, доктор технических наук, Заслуженный деятель науки РФ Анатолий Леонидович Карунин.

В мае 2004 г. заместителем заведующего кафедрой был назначен доцент, к.т.н. Владимир  Владимирович Ломакин,  перешедший на  работу в МГТУ «МАМИ» в феврале 2001 г. из Тольяттинского политехнического университета.

В мае 2008 г. исполняющим обязанности заведующего кафедрой был назначен ученик Б.С. Фалькевича и А.Г. Пешкилева, доцент, к.т.н. Павел Александрович Красавин.

 

П.А. Красавин

В мае 2010 г. администрацией МГТУ «МАМИ» были объявлены выборы заведующего кафедрой «Автомобили» имени академика Е.А. Чудакова, завершившиеся избранием на заседании Ученого совета 25 июня единственного кандидата, выпускника кафедры «Автомобили» МАМИ 1968 г., проработавшего с 1968 г. по 1983 г. в НАМИ, Заместителя министра Министерства образования и науки РФ, доктора экономических наук, кандидата технических наук, профессора Фридлянова Владимира Николаевича.

 

В.Н. Фридлянов

В связи с реорганизацией МГТУ «МАМИ» вследствие «вливания» в него МГУИЭ (бывший МИХМ) и переходом на ФГОС третьего поколения, предусматривающего единую специализацию подготовки инженеров «Автомобили и тракторы», руководством преобразованного Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) - Университета машиностроения в мае 2012 года было принято решение о слиянии кафедр «Автомобили» и «Колёсные и гусеничные машины» (название кафедры «Тракторы» с 2009 года) под новым названием «Автомобили и тракторы», заведующим которой был избран по конкурсу на Учёном совете 25 мая 2012 года Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Шарипов Валерий Михайлович.

С 28 августа 2014 года решением Учёного Совета Университета кафедра переименована в «Автомобили и транспортно-технологические системы», а заведующим кафедрой избран по конкурсу кандидат технических наук, генеральный директор ФГУП НАМИ Максим Валерьевич Нагайцев.

В настоящее время на кафедре АТТС работают 16 профессоров, 16 доцентов и 8 старших преподавателей.

На кафедре преподают известные в научных кругах учёные: Заслуженный машиностроитель РФ, д.т.н., профессор К.И. Городецкий; д.т.н., профессор С.В. Бахмутов; профессор С.Б. Шухман и многие другие. Руководит кафедрой генеральный директор ФГУП НАМИ Максим Валерьевич Нагайцев, автор технической платформы проекта «Калина» и в настоящее время являющийся головным разработчиком проекта «Кортеж» (создание президентского лимузина).

В аспирантуре кафедры постоянно обучаются не менее 15 аспирантов не только из РФ, но также из стран ближнего и дальнего зарубежья.

В своей научно-исследовательской работе кафедра всегда была тесно связана с предприятиями автомобильной и тракторной промышленности.

Сотрудниками кафедры АТТС защищены восемь докторских и свыше 100 кандидатских диссертаций. Ими написано свыше 100 учебников, учебных пособий, монографий и энциклопедий, изданных через государственные издательства и более 2000 статей и других материалов в журналах и трудах Международных, Всесоюзных и Республиканских конференций.

 Сотрудниками кафедры получено свыше 300 патентов и авторских свидетельств на изобретения.

Только за послевоенный период кафедрой было подготовлено более 12000 инженеров, из которых около 300 иностранцев, 122 магистра, 179 бакалавров.

В последние годы наблюдается значительный рост численности выпускников кафедры при неизменно высоком качестве их подготовки. В настоящее время кафедра ежегодно выпускает более 480 специалистов, бакалавров и магистров.

Кафедра АТТС является головной среди кафедр вузов РФ, осуществляющих подготовку инженеров по специальности «Автомобиле- и тракторостроение». Профессор кафедры В.В. Серебряков немногим менее двадцати пяти лет возглавляет учебно-методическую комиссию УМО вузов РФ по образованию в области транспортных машин и транспортно-технологических комплексов по этой специальности. В состав этой комиссии входят заведующие автомобильными и тракторными кафедрами более тридцати вузов России, Украины и Белоруссии. Кроме того, кафедра продолжает готовить инженеров по специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования», бакалавров и магистров по направлению «Наземные транспортные системы», правопреемником которого сейчас является направление «Наземные транспортно-технологические комплексы», и начала подготовку бакалавров по направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов».

Преподаватели кафедры АТТС ведут активную работу по повышению квалификации руководящих работников автомобильной отрасли страны. Многие руководители автомобильных и тракторных заводов, главные конструкторы, руководители автотранспортных предприятий и автосервисов являются выпускниками кафедры.

Выпускники кафедры АТТС работают в конструкторских бюро автомобильных и тракторных заводов и фирм, на испытательных полигонах, в исследовательских центрах, автотранспортных предприятиях, предприятиях автосервиса, а также в проектных организациях и фирмах, специализирующихся на проектировании и эксплуатации специальной техники.

Кафедра располагает хорошо оснащенными мультимедийным оборудованием лекционными и специализированными аудиториями и вычислительными комплексами, оборудованными средствами графического отображения информации, кабинетами курсового и дипломного проектирования, соответствующими специальностям и направлениям, по которым ведётся подготовка. Научно-исследовательские и учебные лаборатории кафедры оснащены уникальными исследовательскими стендами и установками, а также современным учебным оборудованием, на котором студенты проводят лабораторные работы по профилирующим дисциплинам.

Лабораторный комплекс кафедры АТТС в настоящее время включает в себя следующие лаборатории: учебно–исследовательская; испытания автомобилей и тракторов; датчики и электрические измерения; диагностика, настройка и ремонт автомобилей и тракторов; конструкции автомобилей; конструкции тракторов и быстроходных гусеничных машин; прототипы автомобилей и др.

При кафедре созданы и плодотворно функционируют: Научно–образовательный центр «Автомобили с гибридными силовыми установками»; Учебный центр «Университет машиностроения» - «СОЛЛЕРС»; Центр повышения квалификации работников автосервиса «Автосервис»; Центр компетенций «Безопасность и интеллектуальные системы на транспорте».

Преподаватели кафедры активно сотрудничают со студенческим конструкторским бюро университета. Кафедра имеет филиал в Дмитровском колледже, где студенты обучаются по специальности «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования» и направлению «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов». Руководителем филиала кафедры является заместитель руководителя НИЦИАМТ ФГУП НАМИ, профессор Владимир Иванович Сальников.

Выпускниками кафедр «Автомобили» и «Тракторы» (в настоящее время кафедра АТТС) являются такие известные специалисты, как: бывший Генеральный директор АЗЛК В.П. Коломников; бывший Заместитель директора Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ С.А. Шаронов; бывший Главный конструктор ВАЗ, а ныне Главный технический советник генерального директора ВАЗ профессор Г.К. Мирзоев; бывший Главный конструктор АЗЛК, а ныне доцент кафедры «Автомобили и тракторы» к.т.н. А.В. Круташов; бывший зам. Главного конструктора ЗиЛ, а ныне профессор кафедры «Автомобили и тракторы» И.C. Степанов; бывший Генеральный директор ЗиЛ д.т.н. В.Б. Носов; бывший Первый зам. директора ГНЦ НАМИ профессор, д.т.н. О.И. Гируцкий; бывший Главный конструктор АЗЛК, а ныне зав. кафедрой «Дизайн» МГТУ «МАМИ» профессор А.Е. Сорокин; бывший Главный конструктор АМО «ЗиЛ» д.т.н. В.Г. Мазепа; бывший зам. Главного конструктора АМО «ЗиЛ» В.Н. Сальцын; бывший зам. начальника 21 НИИИ АТ МО РФ по научной работе профессор, д.т.н. В.Н. Добромиров; бывший Главный конструктор ОКБ-40 ОАО «Метровагонмаш» д.т.н. В.В. Егоркин; бывший Генеральный директор НАТИ, а в настоящее время Директор научно-исследовательского тракторного центра (НАТИц) ОАО «НИИ Стали» профессор Н.А. Щельцын; бывший зам. директора НАТИ к.т.н. Г.Г. Колобов; бывший начальник отдела НАТИ, а в настоящее время профессор кафедры «Автомобили и тракторы» д.т.н. К.И. Городецкий; зам. Главного конструктора Волгоградского тракторного завода к.т.н. О.В. Ульянов; Главный конструктор проекта ОКБ-40 ОАО «Метровагонмаш» к.т.н. Ф.П. Головашкин; бывший Начальник технического управления Минлеспрома СССР, к.т.н. Ю.П. Осипович; бывший директор НИЦИАМТ В.А. Резниченко; зам. директора НИЦИАМТ по научной работе А.П. Гусаров; Главный конструктор Ульяновского автомобильного завода, к.т.н. О.А, Крупин; Генеральный директор СП «Бизнес кар» А.А. Терещенко и очень многие другие.

История кафедр «Автомобили», «Двигатели внутреннего сгорания» и «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины» Московского государственного открытого университета им. В.С. Черномырдина.

В Московском государственном открытом университете им. В.С. Черномырдина на Автомеханическом факультете в течение всех лет его существования было 3 выпускающих кафедры: кафедра «Автомобили»; кафедра «Двигатели внутреннего сгорания» и кафедра «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины».

  • Первым заведующим кафедры “Автомобили” (1943-1976 г.г.) был Яковлев Николай Алексеевич. В годы Великой Отечественной войны Н.А. Яковлев руководил подготовкой специалистов, которые восстанавливали танки, поступающие с фронтов. Им издано учебное пособие “Теория и расчет танка”. Главным направлением его научной и педагогической деятельности являлось совершенствование теории автомобиля и разработка методических основ преподавания автомобильных дисциплин. В 1946 г. Яковлев Николай Алексеевич защитил докторскую диссертацию. Это была первая в СССР докторская диссертация по автомобильной специальности.

    После Яковлева Н.А. кафедрой в течении  долгих лет заведовал заслуженный деятель науки и техники РСФСР Петров Вячеслав Александрович. Он по праву считается основоположником прикладной науки – теории автоматических систем самоходных машин, разработчиком теории колеса гидрообъемных передач в автомобилях. Петров В.А. имел не только широкий круг научных интересов, но и был талантлив в области литературы и журналистики.
  • В становлении кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» важную роль сыграл д.т.н., профессор Апашев Магомед Даниялович . Под его руководством впервые в СССР были созданы оригинальные установки для исследования горения жидких топлив : бомбовые установки с искровым воспламенением и самовоспламененим топлива ; одноцилиндровый двигатель с прозрачными окнами, позволяющий вести исследования как по карбюраторному, так и по дизельному циклам; установка для горения в потоке.

С 1962 г. Апашев М.Д. возглавил новое направление  в двигателестроении, занимаясь изучением горения пропано-воздушных и метано-воздушных смесей для газовых двигателей.

В дальнейшем дело Апашева М.Д. продолжил видный специалист в области двигателестроения, возглавивший кафедру профессор, к.т.н. Демидов Виктор Петрович, основным направлением научной деятельности которого было всестороннее исследование газотурбинных двигателей для объектов гражданского и военного назначения.

  • Кафедра «Подъемно-транспортные, строительные и дорожные машины» 
    была образована 1 октября 1949 г. В разные годы кафедрой руководили известные ученые: Заводчиков Д.А., Олейник А.М., Ивашков И.И.

Кафедра всегда отличалась сильным профессорско-преподавательским коллективом, члены которого вносили и вносят ощутимый вклад в дело подготовки специалистов с высшим образованием и развитие отечественной науки. На кафедре трудились и продолжают трудиться ведущие специалисты из головных проектных организаций отрасли. В их числе заместитель директора ВНИИПТМАШ по науке Плавинский В.И., директор ГПКИ «Союзпроммеханизация» Гнутов А.Н., начальник лаборатории грузоподъемных машин ВНИИСТРОЙДОРМАШ Зарецкий А.А., заместитель директора НИИкраностроения Лифшиц В.Л.

Преподавателями кафедры Балашовым В.П., Богорадом А.А., Заводчиковым Д.А., Зенковым Р.Л., Ивашковым И.И., Ильевичем А.П., Олейником А.М., Плавинским В.И., Тайцем В.Г., Федоровым Д.Ф. написано большое количество учебников, учебных пособий и монографий часть из которых были и остаются основными учебниками по профилирующим дисциплинам подготовки специалистов с высшим образованием. 

Преподаватели кафедры Зарецкий А.А., Зенков Р.Л., Ивашков И.И., Федоров Д.Ф. известны как ученые, внесшие значительный вклад в развитие теории подъемно-транспортных, строительных и дорожных машин, не только в России, но и за рубежом. 

Яндекс.Метрика